Агриппа Неттесгеймский (1486 – 1535) 

Текст: Матвей Владимиров

Генрих Корнелиус Агриппа Неттесгеймский (1486 – 1535) – немецкий богослов, теоретик оккультизма, врач, преподаватель, военный. Авантюрная жизнь Агриппы состояла из занятий самыми разными видами деятельности, непрерывными перемещениями по Европе и постоянных скандалов. Наиболее известен как теоретик оккультизма и автор работ «De occulta philosophia» и «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invective». 

Биография 

Генрих Корнелиус родился в 1486-м г. в Кельне в семье, поколениями состоявшей на службе у Габсбургов.  На раннем этапе жизни в документах этот человек с обширным спектром деятельности упоминался как Корнелиус, а «Агриппа» и «Неттесгеймский» – прозвища, которыми он стал называться позднее. 

В 1499-1502 гг. Агриппа учился в Кельнском университете, где по окончании получил Magister Artium. Студенты Кельнского университета в начале XVI века делились преимущественно на томистов и альбертистов. Молодой Агриппа примыкал к последним, что, по его собственному признанию, впоследствии оказало влияние на его интерес к оккультизму.

Начало академической карьеры Агриппы Неттесгеймского можно отчитывать с 1509-го г., когда ему предложили прочитать курс лекций в университете города Доль в Бургундии. Там Агриппа произнес хвалебную речь в честь Маргариты Австрийской, дочери императора Максимилиана I.  По некоторым сведениям, именно с целью добиться расположения Маргариты Агриппа начинает писать «Declamatio de nobilitate et praecellentia foeminei sexus» («Речь о достоинстве и превосходстве женского пола»), восхваляющий женщин при помощи отсылок на Каббалу, христианской интерпретацией которой он начал активно заниматься в то время.  Молодой лектор пользовался популярностью у студентов, но в то же время вызывал недовольство среди ряда богословов своими неординарными интересами. В частности, в Доле Агриппа обретает своего многолетнего оппонента в лице францисканского настоятеля Каталины, обвинившего его в распространении «преступного» учения. Из-за критики Агриппа был вынужден покинуть Доль. Это был первый случай гонения этого ученого за его взгляды. Впоследствии преследованиям со стороны официального священства Агриппа будет подвергаться до конца жизни.

После изгнания из Доля Агриппа непродолжительное время пребывает в Англии, а затем возвращается в Германию, где знакомится с аббатом Иоганом Тритемием. В беседах с аббатом Агриппа обсуждает естественную магию, данная тема настолько увлекла молодого ученого, что уже в 1510-м году он пишет первую часть одной из своих главных работ «De occulta philosophia» («Оккультная философия»), которая будет опубликована только в 1530-м году. 

В 1510-м году Агриппа ездил в Лондон с неизвестной миссией, порученной, вероятно, императором Максимилианом I, откуда пишет полемический богословский ответ своему оппоненту Каталине. В 1511-1518гг. он пребывал на военной службе в Италии. Параллельно с несением службы ученый находит время и для своих научных и философских интересов. Так какое-то время он читает лекции в Университете Павии по Платону и Гермесу Трисмегисту, затем получает покровительство при дворе Вильгельма IX Палеолога и посвящает ему две работы, а позже читает лекции по теологии в Турине. В Италии Агриппа заводит знакомства с просвещенными людьми, которые помогают ему расширить знания о неоплатонизме и Каббале. 

В 1518-м г. благодаря знакомствам Агриппа получил место адвоката, оратора и старшины города Мец на востоке Франции. Привыкшему к раскованному образу жизни итальянцев Агриппе было нелегко открыто выражать свои взгляды в Меце, так как местные религиозные власти были очень строги из-за опасения распространявшегося лютеранства. Агриппа участвует в нескольких богословских диспутах с представителями местного духовенства, но, возможно, большее внимание привлекает к себе в качестве адвоката. В 1519-м г. ученый с большими усилиями, но успешно защитил женщину, которую объявил ведьмой инквизитор Николай Савини. В 1520-м г. Агриппа, непрерывно оказывающийся в центре скандалов, вынужденно покидает Мец и перебирается в свой родной город Кельн. На родине Агриппа живет около двух лет, после чего снова вступает в громкий богословский диспут и вынужденно уезжает в сначала Женеву, а позднее во Фрайбург. Где занимается медицинской практикой. 

В 1524-м г. получает назначение в Лион личным врачом Луизы Савойской, матери французского короля Франциска I. Назначение было получено в тяжелое для Франции время: в 1521-1526 гг. шла первая война Карла V С Франциском I. В битве при Павии Франциск I попал в плен, и в 1525-1526 гг. вся полнота власти перешла Луизе Савойской. По двум причинам Агриппа лишился расположения вдовствующей королевы: во-первых, Луиза была осведомлена о его увлечениях и поэтому желала использовать его как придворного колдуна-прорицателя, но не как мага, на что ученый давал решительное несогласие: во-вторых, была обнаружена переписка Агриппы с герцогом Бурбонским, изменившим Франциску и перешедшего на сторону Карла. При этом Агриппе запретили покидать Францию. Таким образом, на несколько лет он фактически оказался заложником. Тем не менее, в это время ему удается написать одну из его самых известных работ «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invective» («О недостоверности и тщете всех наук и искусств», сокращенно «De vanitate»). Когда Агриппе удается покинуть Францию, он получает приглашение на должность архивариуса при дворе Маргариты Австрийской, регента Нидерландов в Антверпен [Орсье 1913].

Во время работы при дворе  Маргариты Агриппе удается издать свои главные труды «De occulta philosophia», «De vanitate» и «Declamatio de nobilitate et praecellentia foeminei sexus». Причем «De occulta philosophia» и «De vanitate» издается не только в Антверпене, но и в Кельне и Париже. Однако в 1530-м году Маргарита умирает. Лишившийся покровительства регента, Агриппа вновь привлекает внимание официального духовенства: его труды осуждаются, самому Агриппе предъявляются обвинения, которые он безуспешно пытается опровергнуть в своей оправдательной речи. На короткое время Агриппе удается заручиться покровительством курфюрста Кельна Германа фон Видда, проявлявшего интерес к оккультизму и поддерживающим умеренные религиозные свободы. В Кельне мыслитель даже готовит к изданию расширенную версию «De occulta philosophia». Однако в конце 1532-го года инквизитор Конрад Келлин осуждает книгу как еретическую и богохульную и печать приостанавливается. Благодаря вмешательству курфюрста работы Агриппы все же были напечатаны, но во второй половине XVI-го века они были внесены в «Индекс запрещенных книг» [Morley 1856]. 

О последних годах Агриппы ничего неизвестно. Он умер в 1535-м году. Он был женат три раза и имел много детей. 

Философия

Изучение наследия Агриппы затрудняется кажущимся противоречием между его двумя основными трудами. Если в «De occulta philosophia» мыслитель предлагает внедрение новых интеллектуальных и духовных практик – магии, основанной как на христианстве, так и на Каббале, астрологии и естественных науках, то в «De vanitate» он, по мнению многих современников и поздних исследователей, возвращается к более догматическому христианству. При этом через несколько лет после «De vanitate» публикуется расширенная версия «De occulta philosopphia». Однако представляется, что что понимание биографического контекста Агриппы позволит привести содержание его работ в единую систему. 

В первой версии «De occulta philosophia», написанной в 1510-м г. и посвященной аббату Тритемию, Агриппа представляет магию высшей благородной философией, охватывающие различные сферы человеческого познания. Под влиянием неоплатонизма мыслитель вводит иерархическую трехуровневую систему бытия и в соответствие с уровнями бытия определяет естественную, астрологическую и религиозную магию. Первая книга «De occulta philosophia» посвящена «естественному» миру. Согласно Агриппе, естественная магия заключается в изучении «книги природы» и «мировой души» (spiritus mindi), которая присутствует на всех уровнях бытия и осуществляет взаимодействие между земными телами, звездами и «небесными душами». Вторую книгу мыслитель посвящает астрологии. В ней он представляет мага как посредника между небесными телами и подлунным мирам, познающим воздействие расположения звезд на процессы, происходящие с земными телами. В третьей книге Агриппа описывает религиозную магию. Он убежден, что религиозное начало позволяет человеку реализовываться через моральное совершенствование. Важно отметить, что три уровня магии в системе Агриппы не могут быть самостоятельными: естественная магия ограничена в своих возможностях, астрологическая магия запутана, а религиозная магия может быть подвержена «демоническим» суевериям. По мнению Агриппы, все три вида магии могут быть благими, только если правильно практикуются в соответствующей иерархической последовательности.

Последующие за написанием первой версии «De occulta philosophia» пятнадцать лет Агриппа посвятил главным образом всестороннему образованию. В 1526-м году мыслитель заканчивает работу «De vanitate», в котором критикует положение, в котором находятся современные ему науки. Большое внимание Агриппа уделяет не эпистемологическому, а общественно-значимому аспекту наук и богословия. Он обвиняет естественные науки в том, что они не связаны между собой и потому не предоставляют единого и достоверного знания, а общественные науки и богословие – в том, что сильно зависят от политического положения и вообще упускают познание как основную цель. Агриппа обращается к Античности для поиска причин плачевного состояния наук. Он отмечает, что в то время как «божественный Платон» считал, что душа является нематериальной субстанцией, «демонический Аристотель» отказывается от понятия бестелесной души и обращает внимание на физический мир. Агриппа предлагается вернуться к платонической модели, обогащенной Христианством. Мыслитель разделяет Ум как средство интеллектуального познания мира и Разум как высшую форму познания, получающую божественное освещение. Агриппа утверждает, что знания, полученные умом, как бы легитимизуются в Разуме, поэтому если ум подвержен постоянным сомнениям, в разуме сомнений быть не может. Мыслитель предполагает, что Разум должен брать свое моральное основание в Священном писании. При этом Агриппа считает, что все науки могут быть «хорошими или плохими» в зависимости от того, как они применяются.

Расширенная версия «De occulta philosophia», публиковавшаяся в начале 1530-х гг. оказалась больше предыдущей в два раза. Первую книгу, посвященную естественной магии, Агриппа дополнил главами, посвященными алхимии. Книгу об астрологии он дополнил корпусом текстов, доставшимся ему от аббата Третимия. Наиболее существенному реформированию подверглась третья книга, посвященная магии религиозной. Многолетние изучение Каббалы позволило ему представить концепцию трехсоставной души. Согласно этой концепции, «чувствительная луша» человека исчезает сразу после смерти физического тела, Разум отправляется к Богу, а судьба ума определяется тем, следовал ли он на протяжении жизни на пути к Разуму или склонялся к «демоническим» соблазнам, в зависимости от чего он либо возвышается до блаженного созерцания, либо нисводится к демонам [Agrippa 2005a]. Таким образом, Агриппа представляет весьма оригинальную интерпретацию христианского эсхатологизма человеческой души.

Как было отмечено выше, у многих возникали вопросы из-за того, что Агриппа в «De vanitate» осуждает суеверные учения вроде астрологии, а в последующем издании «De occulta philosophia» вновь объявляет их важнейшими из наук. Однако этому есть объяснение. Во-первых, во время написания «De vanitate» Агриппы был фактически заключен во Франции, поэтому ему приходилось быть весьма осторожным в изложении своих воззрений. Во-вторых, мыслитель, начиная с самых ранних своих работ подчеркивал, что любая наука может быть как «хорошей», так и «плохой». «Плохой» является та наука, которая самоуверенно возводит собственные гипотезы в разряд «догм», а «хорошей» — та, что показывает разнообразие божественного проявления. Таким образом, магический проект Агриппы предполагал не антиинтеллектуальную религиозность и не антихристианскую оккультную магию, но всестороннее познание мира, обладающим нравственным ориентиром и регулятором [Compagni 2021].

Агриппа и канон

Трудно предположить, вошел бы Агриппа в гуманитарный канон, если бы его работы не подвергались цензуре. Но можно с уверенностью сказать, что такой исторический шанс у него был. В трудах Агриппы Неттесгеймского обнаруживается влияние богатейших философских, религиозных и естественнонаучных традиций. В то же время его работы привлекали внимание современников, о чем говорит сам факт занесениях их в «Индекс запрещенных книг». Тем не менее, нельзя сказать, что творческое наследие Агриппы было совсем обделено вниманием, — мыслитель известен, как один из важнейших теоретиков оккультизма, его работы переведены на ряд европейских языков и изучаются, пусть и не очень широко, религиоведами и историками философии. Изучение трудов Агриппы Неттесгеймского представляет интерес, так как организуют собой оригинальную философскую концепцию, погруженную в интеллектуальный контекст Европы XVI-го в. 

Библиография

Оригинальные работы и прижизненные публикации автора:

  • Agrippa H. C. De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invective. – Cologne, 1527.
  • Agrippa H.C. Declamatio de nobilitate et praecellentia foeminei sexus. – Antwerpen, 1529
  • Agrippa H.C. De Occulta Philosophia libri tres. – Cologne, 1527.

Основные переиздания, критические издания и переводы:

  • Agrippa H. C. Perrone Compagni V. De occulta philosophia: libri tres //Studies in the history of Christian thought. 1992.
  • Agrippa H. C. De Occulta Philosophia — Four Books. Translated and edited by Paul Summers Young // Black Letter Press,  2020.
  • Agrippa H. C. Declamation on the Nobility and Preeminence of the Female Sex. Translated by Albert Rabil, Jr.//University of Chicago Press. – Chicago, 1996.
  • Agrippa H. C. Female Preeminence: An Ingenius Discourse. Translated by H.C., Edited by Tarl Warwick. 2016
  • Agrippa H. C. Of the Vanitie and Vncertaintie of Artes and Sciences. Edited by Catherine M. Dunn //CA: California State University Foundation. – Northridge, 1974. 
  • Agrippa H. C. The Philosophy of Natural Magic, Translated by James Freake, Edited by L. W. de Laurence. 1913 
  • Agrippa H. C. The Philosophy of Natural Magic, Translated by James Freake, Edited by Leslie Shepherd.1974
  • Agrippa H. C. Three Books of Occult Philosophy, Translated by James Freake, Annotated by Donald Tyson — Llewelyn Worldwide, 2005.
  • Agrippa H. C. Three Books of Occult Philosophy Book One: A Modern Translation, Translated by Eric Purdue —  Renaissance Astrology Press, 2012.
  • Агриппа Г. К. Магические труды//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. 1999.
  • Агриппа Г. К. Оккультная философия //М.: Золотой век. 1993.
  • Агриппа Г. К. О способах, которые маги и некроманты полагают пригодными для вызывания душ умерших // Демонология и некромантия. М.: Гарпократ. 2013. 
  • Агриппа Г.К.  Речь о достоинстве и превосходстве женского пола /пер. с лат. М. Шумилина. М.: Эннеагон Пресс. 2010.

Основные работы, посвященные анализу философских воззрений автора:

На немецком:

  • Bösch R. Agrippas Traum – Nachrichten aus einer finsteren Zeit // fabrica libri (Pomaska-Brand Verlag), Schalksmühle 2012,
  • Kuper M. Agrippa von Nettesheim – Ein echter Faust. Zerling, Berlin 1994,
  • Schuder R. Agrippa und Das Schiff der Zufriedenen. Rütten & Loening, Berlin 1977
  • Zambelli P. Agrippa von Nettesheim in den neueren kritischen Studien und Handschriften. In: Archiv für Kulturgeschichte. Band 51, 1969

На английском:

  • Compagni V.P.. Heinrich Cornelius Agrippa von Nettesheim //  The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2021 Edition) / Edward N. Zalta (ed.) URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2021/entries/agrippa-nettesheim/
  • Lehrich C. I. The Language of Demons and Angels. Leiden and Boston: Brill, 2003
  • Morley H. Cornelius Agrippa: The Life of Henry Cornelius Agrippa von Nettesheim. Vol. I, London: Chapman & Hall, 1856.
  • Nauert C. G. Agrippa and the Crisis of Renaissance Thought // Urbana: University of Illinois Press, 1965.
  • van der Poel M. Cornelius Agrippa, the Humanist Theologian and His Declamations. Leiden and Boston: Brill, 1997
  • Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition //  University of Chicago Press, 1964

На русском:

  • Агриппа Неттесгеймский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907.
  • Гудимова С.А. Алхимические и эзотерические идеи в культуре Возрождения // Вестник культурологии. 2018. №3 (86)
  • Орсье Ж. Ф. Агриппа Неттесгеймский: Знаменитый авантюрист XVI в. = Агриппа Неттесгеймскiй / Перевод Брониславы Рунтъ под редакцией Валерiя Брюсова. — М.: Мусагет, 1913