Иоганн Николас Тетенс (1736-1807)

Текст: Артемий Поляков

Иоганн Николас Тетенс является одним из самых интересных представителей “неканонических” авторов эпохи немецкого просвещения. Хотя его вклад в проблематику психологии ценился весьма высоко, все же, в своей основной научной области, а именно – в философии, Тетенс был лишь тенью успеха И. Канта с его “Критикой чистого разума”. В современных историко-философских исследованиях, затрагивающих вопрос связи этих двух авторов, Тетенса нередко называют “немецким Локком”, прозвищем данным ему в связи со схожестью его философии, философии Дж. Локка. Действительно, хотя многие позиции высказываемые И. Н. Тетенсом в его наиболее известной работе по философии “Философские опыты о человеческой природе и ее развитии” во многом опирались на идеи высказанные Локком в его “Опыте о человеческом разумении”, утверждать что все они были идентичны было бы кощунственно по отношению как к Тетенсу, так и к Локку. Проблемы, исследуемые в философии И. Н. Тетенса, касаются не только природы устройства человеческого разума, но и вопросам связи функций рассудка, роли опыта в формировании метафизики или трансцендентальной философии, понятии “продуктивной способности суждения” и многих других, позволяющих исследователям по-новому взглянуть на роль данного философа в критическом наследии И. Канта. Хотя многие исследователи, такие как Г. Коген, Г.-Ж. Де Флишауэр и другие, на протяжении долгих лет стремились продемонстрировать важность фигуры Тетенса в прочтении некоторых спорных фрагментов кантовского наследия, ему все еще не удалось войти в канон истории философии, получив к себе должного внимания. Настоящее исследование ставит перед собой целью ознакомить читателя с различными сторонами как философии И. Н. Тетенса (которой здесь уделяется наибольшее внимание), так и других работ автора по нефилософским дисциплинам. Мы настоятельно советуем ориентироваться на список рекомендуемой литературы о Тетенсе при дальнейшем изучении взаимосвязи И. Н. Тетенса и И. Канта, однако хотим заранее предупредить читателя об ограниченности источников, касающихся данной проблематики.

Биография

Тетенс родился 16 сентября 1736 года в Тетенбюлле в семье Якоба Тетенса и Марты (Янсен) Тетенс родился Ян Класен Тетенс. В 1751 году Тетенс поступает в латинский класс в Тенниге под руководством И. Кр. Клеффеля. В 1775 году Тетенс записывается студентом в два университета, в университете Ростока Тетенс концентрирует свои силы на теологии и философии, в университете Копенгагена Тетенс занимается изучением более точных наук, физики и математики. В июле 1759 года И. Н. Тетенс публикует свою первую работу “Gedanken von dem Einfluß des Climatis in die Denkungsart des Menschen“ и вскоре после этого получает магистерскую степень в университете Ростока. В 1760 году Тетенс начинает читать курсы по философии и физике в академии Бютцова, где в 1763 году становится профессором физики, начиная читать курсы не только по этим дисциплинам, но и по метафизике, логике, эстетике, практической философии, естественному праву, физике, чистой математике и другим дисциплинам. Преподавание в Бютцове продолжается до 1776 года. 11 октября 1765 года Тетенс женится на дочери парикмахера Марии Маргарите Бухов. В 1775 году выходит одна из важнейших работ Тетенса в области философии “Über die allgemeine speculativische Philosophie“. В 1776 году Тетенс получает приглашение в университет киля в качестве профессора философии на которое тот вскоре соглашается ввиду конфликта с учителями Педагогиума академии в Бютцове. В 1777 году выходит ключевая работа И. Н. Тетенса “Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwickelung”, оба тома данной работы находились у И. Канта в личном пользовании. С 1785 года, момента получения должности декана философского факультета университета Киля, Тетенс активно работает над работами в области нефилософской проблематики. Им публикуются такие работы как “Beytrag zur Geschichte der Toleranz in protestantischen Ländern“, статья в защиту пастора Беврера, “Über den jezigen dänischen Geldcours und die Münzveränderung in den Heruogthümern Schleswig und Hollstein“ — сочинение о состоянии денежного курса в Дании, гонорар от которого передается в пользу строящейся в Киле больницы, и многие другие работы. С 1789 года Тетенс получает приглашение поступить на государственную службу в Копенгаген, которое он, благополучно, принимает, становясь юстицким советником в Копенгагене, публикуя работы на тему финансов. В 1791 году становится статским советником. 1802 год – получение должности конферентского советника. 14 августа 1807 года – кончина мыслителя, Т. Бугге произносит речь памяти Тетенса в Датской академии наук (4 декабря 1807 года).

Вклад в дисциплины отличные от философии и психологии

Помимо философской проблематики, как уже было замечено в предисловии, И. Н. Тетенсом исследовались проблемы, затрагивавшиеся многими другими научными дисциплинами его времени. Одним из важнейших открытий Тетенса в области нефилософских дисциплин является изобретение им стохастического подхода к математическому определению смертности. В 1785 и 1786 годах И. Н. Тетенс публикует работу в двух томах под названием «Введение к вычислением аннуитетов и выплат, зависящих от жизни и смерти одного или нескольких индивидов с таблицами для практического использования», написанную по результатам проверки страхового фонда помощи вдовам. В ней Тетенс не только предлагает формулы вычисления зависимости смертности населения, коррелирующей со смертностью отдельных индивидов, но и берется исследовать, основываясь на теориях Даламбера и Ламберта, линию смертности dy/y = s, где dy – количество умерших в течение года, y – рождаемость, s – смертность, с учетом x = 1000 лет ординаты. В этой работе им также была впервые продемонстрирована формула взаимозависимости страхового портфеля с n членами. Риск для группы всех членов портфеля растет с увеличением n, но падает для каждого отдельного страхового портфеля в пропорции √n.

И. Н. Тетенс также занимался исследованием вопросов теологии. В своей известной статье от 1786 года: «Взнос в историю толерантности протестантских земель», которую Тетенс написал в защиту пастора Беврера, он ратовал за переход от рациональной теологии к теологии разума, противопоставляя фанатизм, мистицизм и спиритуализм современной догматической теологии, в противоположность свободомыслию в спорах о теологических вопросах. Разумные исследования, по убеждению Тетенса, не представляли угрозы для истинной религии: «Является ли учение церкви беседкой [Chartenhaus] для детей, которая может не выдержать ни единого дыхания свободного разума, не только по отношению к ней, но и рядом с ней, не рухнув, и даже если сам Хойхер обнимет ее обеими руками, накрывая и удерживая ее?» (BGT, p. 168). Но лишь способствовали ее развитию. В этом ключе Тетенс вполне соответствовал духу своего времени, опубликовав данную работу спустя всего 8 лет после знаменитой в Германии дискуссии “Анти-Геце”, полной свободомыслия в духе немецкого просвещения.

Революция в психологии

Прежде чем приступить к изучению идей И. Н. Тетенса в области трансцендентальной философии нам хотелось бы оговориться о его вкладе в психологию. Для начала деление Тетенсом под-дисциплин метафизики расходится с классическим делением, предлагаемым Вольфом. Метафизика, в учебниках Вольфа, формировалась из трех дисциплин: онтологии, специальной метафизики и физики (базирующейся на космологии). Психология, отчасти также представляющая собой под-дисциплину метафизики, приобретает свое место благодаря инновационному для того времени делению психологии Вольфом на эмпирическую и рациональную. Психология, как эмпирическое учение о душе, безусловно, представляет собой предмет изучения космологии. Однако, в виду того, что эмпирическая и рациональная психология, согласно Вольфу, представляли собой взаимозависимые под-дисциплины, психология получила отдельное место в метафизике, однако, далеко не важнейшее. И. Н. Тетенс, напротив, отводит психологии важнейшее место в области метафизики. Тетенс разделяет метафизику на множество дисциплин, среди которых важнейшей является онтология, называемая им всеобщей трансцендентальной философией, или же основной наукой (ÜdASP, p. 23). Сама онтология образует собой две ветви: интеллектуальную философию (философию нетелесного) и философию телесного. Интеллектуальная философия посвящена изучению души, духов и Бога – имматериальных сущностей, философия телесного, в свою очередь, представляет собой физику и математику, дисциплин, исследующих телесные сущности (ÜdASP, p 23). Психология, в свою очередь, является важнейшей из дисциплин интеллектуальной философии и, в отличии от Вольфианской психологии, не имеет отношения взаимозависимости в своей рациональной и эмпирической сферах. Всеобщая спекулятивная философия, согласно Тетенсу, необходимо должна опираться именно на опыт в доказательстве реальности своих понятий. «… трансцендентальная философия, или основная наука, должна подвергаться разработке в первую очередь как часть наблюдающей философии о человеческом рассудке и его способах мышления, его понятиях и способах их возникновения, прежде чем она сможет стать некоей всеобщей наукой разума о предметах вне нашего рассудка. Нужно проследовать путем, на который сначала привел Локк, а именно искать с факелом наблюдения в руках такие ощущения, из которых были извлечены всеобщие понятия, и различать их точнее, чем это сделал Локк, от воздействия нашей творческой способности сочинительства (Dichtkraft)» (ÜdASP, p. 72). Таким образом психология – как дисциплина о человеческой душе, образует важнейшую сферу трансцендентальной философии, а именно учение о человеческом рассудке и способах его мышления, являющихся определяющими в построении спекулятивной наблюдающей системы. Не зря Тетенс начинает свое исследование человеческого рассудка в “Философских опытах” с упоминания души: «Нижеследующие опыты касаются действия человеческого рассудка, его законов мышления и основных способностей [Grundvermögen]; а кроме того, деятельной способности воли [Willenskraft]; основных черт человека [Menschheit]; свободы; природы души и ее развития» (PV, p. I) [курсив мой – П. А.].

Помимо этого, инновационным подходом в психологии Тетенса является путь применения им метода редукции в психологии. Хр. Вольф, для объяснения связи в различных проявлениях действий душевных сил, использовал метод редукции для выделения общего понятия, которое-то и должно было бы впоследствии выражать единую силу души. Тетенс, в свою очередь, утверждал, что никаких оснований для проведения такой редукции, кроме сугубо спекулятивных, у нас нет. И, в результате вольфианской редукции психологии, мы приходим к выводам, не позволяющим оценивать различные силы души с их уникальной точки зрения, как многообразие проявлений различных способностей души. Тетенс, в свою очередь, редуцирует различные проявления сил души по степени интенсивности их деятельности. «Итак если мы положим, что не существует различий ни в инструментах, ни в объектах, ни в каких бы то ни было других внешних отношениях – в таком случае то, что все ту же деятельность души то делает ощущением, то представлением, а то, в свой черед, мышлением, будет ли тогда нечто вроде внутреннего различия в степенях, своего рода больше-меньше, от которых зависит мышление? … Ответить на эти вопросы призваны исследования систематических учителей-души.» (PV, p. 2–3) Метод, которым исследуются, степени проявления таких сил должны определяться схожим гуссерлевской герменевтики путем, посредством аналогии.

Основные идеи философии

Две ключевые работы И. Н. Тетенса, посвященные вопросам оснований метафизики, были написаны Тетенсом незадолго до публикации “Критики чистого разума” И. Кантом и содержат в себе рассуждения касающиеся оснований метафизики, структуре человеческого рассудка и возможности построения научного/доказательного варианта метафизики. Рассудок у Тетенса классифицируется в соответствии с трехчастным разделением на ощущение [Empfindung], представление [Vorstellung] и мысль (мышление) [Gedanke]. Ощущение есть такой вид состояния рассудка, при котором внешние вещи воздействуют на нас (извне или изнутри), и мы при помощи восприятия [Eindrücke] их получаем. Через ассоциацию данных ощущений возникают образующие состояния рассудка, которые, обрабатывают данные ощущения делая их знаками или же изображениями [Bilder] для нашего рассудка. Первым действительным представлением является представление ощущения [Empfindung- vorstellungen]. Тетенс также активно развивал теорию о том, что понятия получаемые нами из чувственного опыта есть единственный ресурс нашего мышления. Однако хотя теория, соответственно которой мы имеем действия только с отпечатками наших восприятий об объектах, свойственна Лейбницу, Тетенс употребляет совершенно чуждый Лейбницу термин для описания первой, а именно: «Gewahrnehmen», употребляемый скорее наперекор Лейбницу Баумгартеном и Вольфом и относящийся к апперцепции. Тетенс также использует в данной работе понятие «Selbstgefühle» которое, скорее всего, заимствуется им из книги «Logik und Metaphysik» Федера, по которой Тетенс долгое время читал лекции. В философии И. Н. Тетенса данная способность перекликается с ощущением собственного Я, аналогом данной способности у Канта будет являться синтетическое единство сознания, роль этих понятий в философиях обоих мыслителей также во многом похожа. Синтетическое единство самопознания, как пишет Кант, «есть, следовательно, объективное условие всяккого познания; не только я сам нуждаюсь в нем, чтобы познать объект, но и всякое созерцание, для того чтобы стать для меня объектом, должно подчиняться этому условию, так как иным путем и без этого синтеза многообразное не объединилось бы в одном сознании» (B138). Уже эти факты дают читателю представление о том, что конечно же, позиция Тетенса совершенно не сводилась к позиции Локка, и даже скорее наоборот – во многом противоречила ей. Тетенс верил в то, что разработка психологического учения об активностях души не принесет собой исчерпывающей системы метафизики, но лишь подготовит эмпирическую базу для действительной метафизики, основанной на спекулятивной философии. Однако, революционные идеи, высказываемые им в “Über die allgemeine speculativische Philosophie”, были оставлены автором и переопределены на более психологический лад в его двухтомнике о вопросах человеческой души. Революционные идеи разделения дедукции человеческого познания на объективную и субъективную (ставшее важнейшим в метафизической дедукции Критики чистого разума), формулировка опровержения скептицизма Д. Юма и многие другие, были оставлены автором в виду нежелания полностью отказываться от привычной тогда метафизики, что явно читалось и в самих работах автора,скептически настроенных к полному отказу от метафизики: «Но является ли подобная очевидная метафизика которая относится к философии обыденного рассудка так же, как знание и убеждение — к мнению и уговорам, наукой, возможной для человека? Действительно ли она лежит внутри границ нашего рассудка? Или же она, в конце концов, как камень мудрецов — а поиски ее с недавних времен ведутся с таким же усердием, — обманет наши надежды? Это вопрос, который я оставлю нерешенным, но не потому, что сейчас стало модой придавать этой науке, некогда царице наук, спорный статус. Как следует ответить на этот вопрос в отношении целостной метафизики, зависит от того, в какой мере он может быть понят и отвечен со стороны основной науки» (ÜdASP, p. 22-3) [курсив мой – АП]. Поэтому, к сожалению, И. Н. Тетенс никогда не смог бы занять то место, которым природа наградила И. Канта, сделав его Коперником от мира философии. Однако интерес абсолютно стирать Тетенса из канона истории философии совершенно не стоит так как Кант высоко ценил раннее творчество мыслителя, в своих письмах Герцу и Гарве Кант признает в И. Н. Тетенсе мыслителя способного донести гений Критики чистого разума широкой публике, что во многом отвечает на вопрос о пользе изучения наследия последнего в ключе связи творчества этих авторов.


Список литературы

1. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума», Opus postumum). М.: Прогресс-Традиция, 2000. 752 p.

2. Кант И. Сочинения на немецком и русском языках в 5-и т.: Т. 2: Кри- тика чистого разума: в 2 ч. Ч. 1. М.: Наука, 2006. 1081 p.

3. Тетенс И. Н. О всеобщей спекулятивной философии. М.: «Канон+», 2013. 336 p.

4. Creek D. R. Kant and Tetens on Transcendental Philosophy: PhD dissertation. Ontario, 2018. 153 p.

7. Dyck C. W. Spontaneity before the Critical Turn: The Spontaneity of the Mind in Crusius, the Pre-Critical Kant, and Tetens // Journal of the History of Philosophy. 2016. Vol. 54 No4. С. 625-648.

4. Krouglov A. N. Tetens und die Deduktion der Kategorien bei Kant. // Kant- -Studien, vol. 104, no. 4, 2013, pp. 466-489

5. Tetens J. N. Philosophische Versuche über die menschliche Natur und ihre Entwickelung. Bd. I/II. Leipzig.: Weidman, 1777, 784 p.

6. Vleeschauwer H.-J. de The Development of Kantian Thought. New York: Thomas Nelson and Sons Ltd. 1962, 200 p.