Афанасий Кирхер (1602–1680)

Текст: Екатерина Глазырина

Афанасий Кирхер – член ордена иезуитов, известный как ученый и изобретатель. Он написал более тридцати работ по различным дисциплинам: от оптики и музыки, до египтологии, географии и магнетизма, изобретал универсальный язык, критиковал алхимию и создал множество удивительных устройств, представленных им в собственном музее. После смерти, однако, несмотря на все свои достижения, Кирхер оказался забыт. Интерес к его фигуре возродился лишь в последних десятилетиях двадцатого века.

  • Биография
  • Философские идеи
  • Кирхер и история философии

Биография

Афанасий Кирхер родился в городе Гайза в Германии. Он выучил греческий и иврит в иезуитской школе в Фульде, занимался научными исследованиями в Падерборне, Кельне и Кобленце. После окончания обучения преподавал математику, философию и древние языки. В 1628 году стал членом ордена иезуитов в Майнце, после чего заинтересовался иероглификой. Это увлечение превратилось в интерес на всю жизнь. Именно иероглифам и изучению Египта посвящены некоторые из его самых известных публикаций.

Кирхер бежал из охваченной Тридцатилетней войной Германии. В 1632 году он остановился в Авиньоне, где стал преподавать математику, натуральную философию и восточные языки.

Позднее ученый переезжает в Рим, где и остается большую часть своей жизни, став профессором математики в «Collegio Romano». Однако, непосредственно преподавал он всего восемь лет, после чего полностью посвятил себя собственным исследованиям и писательской работе, а также созданию музея со сложными оптическими и механическими устройствами.

В 1637 году Кирхер путешествовал по южной Италии и изучал вулканы. В 1638 году он даже сам поднялся на Везувий и спустился в его кратер. Свои исследования в области геологии он в дальнейшем обобщит в книгу под названием «Mundus subterraneus».

В 1646 году Кирхер пишет книгу «Ars magna lucis et umbrae», в которой описывает волшебный фонарь. Часто ему ошибочно приписывают и само изобретение такого устройства, но идея проецирования рисунков со стекла на стену существовала и до Кирхера, он, однако, рассмотрел ее с рациональной точки зрения. Ученый также проводил эксперименты с часами и создавал новые музыкальные инструменты. Кирхер использовал микроскоп, во время чумы в Риме в 1656 году для того, чтобы исследовать зараженные телесные жидкости. Он обнаружил там маленькие организмы и предположил, что именно они вызывают болезнь. Эта идея, неслыханная в то время, стала первым шагом к разработке микробной теории инфекционных заболеваний.

Ученый исследовал разные языки и их взаимосвязи. Особенно многого он достиг в изучении коптского языка. Также им была предпринята попытка создать универсальный язык. В последние годы жизни Кирхер посвятил себя изучению геологии, медицины, музыки и китайского языка. Он умер в Риме в 1680 году. Долгое время его почти не вспоминали, но в конце двадцатого века интерес вернулся. По мнению исследователей, это произошло, потому что взгляды Кирхера на науку удивительным образом оказались созвучны современному постмодернистскому сознанию, а также потому, что его холистический подход к постижению мира оказался актуальным в условиях дифференциации науки.

Философские идеи

Кирхер не часто рассматривается именно как философ, однако среди множества его работ имеются интересные концепции, заслуживающие внимания.

Одной из таких концепций является магнетизм, который имел большое значение для Кирхера. В данном обзоре нам хотелось бы коснуться именно этой темы, к которой ученый неоднократно возвращался в своих исследованиях. В 1631 году он публикует свою первую книгу посвященную магнетизму «Ars magnesia». Десять лет спустя, в 1641 году, издается его окончательная работа по этой теме «Magnes sive de arte magnetica», которая в последствии переиздается дважды, в 1643 и в 1654 годах. В предисловии к данной работе Кирхер высказывает интересную с метафизической точки зрения идею о том, что феномен магнетизма универсален для всего существующего в мире. Он описывает все явления, все возникающие в природе симпатии и антипатии по аналогии с магнитными явлениями.

Кирхер называет магнит великим чудом природы, при этом он утверждает, что его работа относится к экспериментальной философии, так что в ней не допускаются сверхъестественные объяснения, а все явления поясняются с естественной, природной точки зрения. Стоит, однако, помнить, что в картине мира присущей Кирхеру Бог является естественной причиной, а как «сверхъестественное» рассматривается магия и прочие сатанинские элементы.

«Magnes sive de arte magnetica» разделена на три книги. В первых двух книгах рассматриваются преимущественно физические аспекты магнетизма, такие как свойства магнитов, магнитное склонение, использование компаса и так далее. Третья же книга касается космического влияния магнетизма и его объединяющей силы, связывающей всю Вселенную. С точки зрения философии наиболее интересна именно третья книга.

По мнению Кирхера магнетизм пронизывает все существующее и берет свое начало в Боге. Таким образом, все качества вещей – это на самом деле проявления космической и духовной силы магнетизма. Кирхер основывается на идее «Сефирот» (согласно еврейской Каббале, — это десять атрибутов божественного, которые влияют на все творимое). Кирхер видит эти атрибуты как соединения, которые благодаря космической силе магнетизма объединяют все. В эту универсальную связь Кирхер включает магнетизм планет, метеоров, Солнца и Луны и их влияние на море, растения и животных. Он утверждает, что магнетическая сила присутствует внутри всех элементов и является источником всех процессов, происходящих в мире. В конце книги Кирхер отождествляет магнетизм с любовью, которую он рассматривает, как силу и источник всех движений притяжения, удерживающих все в верном порядке. Любовь же берет начало в Боге, поэтому ученый называет Бога «центральным магнитом всех вещей». Таким образом, Кирхер заключает, что все сотворенное притягивается силой любви к Богу – центру и магниту всего.

Кирхер и история философии

Среди многочисленных работ Кирхера можно найти еще массу концепций, интересных для философии, но даже одной идеи магнетизма достаточно, чтобы понять, что его работы были незаслуженно забыты. Так почему же это произошло? Можно выделить несколько возможных причин. Во-первых, Кирхер, как минимум публично, поддерживал Аристотелевскую космологию, которая в последствии была признана неверной. Таким образом, многими из прочих его идей и достижений могли пренебречь по аналогии с этим заблуждением. Во-вторых, во время жизни и творчества Кирхера популярность набирал механистический взгляд на мир, приближалась научная революция. Больше внимания уделялось рационалистическому подходу к исследованиям. Метафизическое объяснение Кирхером божественной природы магнетизма и его влияние на все во Вселенной не отвечало запросам времени.

## Биографическая справка написана с использованием источников:
## 1. Athanasius Kircher, 1602-1680 // Library of Congress, Washington, D.C. 20540 USA [Электронный ресурс]. URL: https://www.loc.gov/item/ihas.200155977/ (дата обращения: 24.06.2022).
## 2. Athanasius Kircher Biography — history, school, book, old, born, college, time [Электронный ресурс]. URL: https://www.notablebiographies.com/supp/Supplement-Ka-M/Kircher-Athanasius.html (дата обращения: 24.06.2022).
## 3. Athanasius Kircher | Biography, Facts, & Contributions | Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/biography/Athanasius-Kircher (дата обращения: 24.06.2022).

Библиография

Оригинальные работы и прижизненные публикации автора:

1. Kircher, Athanasius. Ars Magnesia, Herbipoli: Zinck, 1631.
2. Kircher, Athanasius. Magnes sive de arte magnetica, Romae: Grignani, 1641.
3. Kircher, Athanasius. Primitiae gnomoniciae catroptricae, Avignon: Pivot, 1635.
4. Kircher, Athanasius. Prodromus Coptus sive Aegyptiacus, Romae: Fide, 1636.
5. Kircher, Athanasius. Specula Melitensis encyclica, hoc est syntagma novum instrumentorum physico-mathematicorum, 1637.
6. Kircher, Athanasius. Lingua aegyptiaca restituta, Romae: Scheus, 1644.
7. Kircher, Athanasius. Ars magna lucis et umbrae in decem libros digesta, Romae: Scheus, 1646.
8. Kircher, Athanasius. Obeliscus pamphilius, Romae: Grignani, 1650.
9. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis, sive ars magna consoni et dissoni, Romae: Corbelletti, and Grignani, 1650.
10. Kircher, Athanasius. Oedipus aegyptiacus, 3 vols., Romae, 1652-1654.
11. Kircher, Athanasius. Itinerarium extaticum s. opificium coeleste, Romae: Mascardi, 1656.
12. Kircher, Athanasius. Iter extaticum secundum, mundi subterranei prodromus, Romae, 1657.
13. Kircher, Athanasius. Scrutinium physico-medicum contagiosae luis, Romae: Mascardi, 1658.
14. Kircher, Athanasius. Pantometrum Kircherianum … explicatum a G. Schotto, 1660.
15. Kircher, Athanasius. Iter extaticum coeleste, quo mundi opificium, Herbipoli: Endter, 1660.
16. Kircher, Athanasius. Diatribe de prodigiosis crucibus, Romae: Deuerlin, 1661.
17. Kircher, Athanasius. Polygraphia, seu artificium linguarium quo cum omnibus mundi populis poterit quis respondere, 1663.
18. Kircher, Athanasius. Mundus subterraneus, 2 vols., Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1665; 1678.
19. Kircher, Athanasius. Historia Eustachio-Mariana, Romae: Varesius, 1665.
20. Kircher, Athanasius. Arithmologia sive de abditis Numerorum mysteriis, Romae: Varesi, 1665.
21. Kircher, Athanasius. Obelisci Aegyptiaci, Romae: Varesi, 1666.
22. Kircher, Athanasius. China monumentis, Amsterdam: Meurs, 1667.
23. Kircher, Athanasius. Magneticum naturae regnum sive disceptatio physiologica, Romae: Lazaris, 1667.
24. Kircher, Athanasius. Organum mathematicum, 1668.
25. Kircher, Athanasius. Principis Cristiani archetypon politicum, 1669.
26. Kircher, Athanasius. Latium, Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1669.
27. Kircher, Athanasius. Ars magna sciendi sive combinatorica, Amsterdam: Waesberge & Weyerstraet, 1669.
28. Kircher, Athanasius. La Chine […] illustrée de plusieurs monuments tant sacrés que profanes.., 1670.
29. Kircher, Athanasius. Ars magna lucis et umbrae, Amsterdam, 1671.
30. Kircher, Athanasius. Phonurgia nova, sive Conjugium mechanico-physicum artis et naturae paranympha philosophia concinnatum, Kempten: Rudolph Dreherr, 1673.
31. Kircher, Athanasius. Arca Noë, Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1675.
32. Kircher, Athanasius. Sphinx Mystagoga, Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1676.
33. Kircher, Athanasius. Musaeum Collegii Romani Societatis Jesu, Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1679.
34. Kircher, Athanasius. Turris Babel, sive archontologia, Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1679.
35. Kircher, Athanasius. Tariffa Kircheriana sive mensa Pathagorica expansa, 1679.
36. Kircher, Athanasius. Physiologia Kircheriana experimentalis, Amsterdam: Jansson-Waesberg, 1680.

Основные переиздания, критические издания и переводы:

1. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis, Hildesheim: G. Olms, 1970.
2. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis, Leipzig: Zentralantiquariat, 1988.
3. Kircher, Athanasius. Musurgia universalis, Kassel: Bärenreiter, 2006.
4. Kircher, Athanasius. Phonurgia nova, New York: Broude, 1966.
5. Kircher, Athanasius. Athanasii Kirchers Neue Hall- und Thon-Kunst, oder, Mechanische geheim-verbindung der Kunst und Natur, Hannover: Th. Schäfer, 1983.
6. Kircher, Athanasius. Physiologia Kircheriana experimentalis, New York: Readex Microprint, 1973.
7. Kircher, Athanasius. Athanasii Kircheri […] Ars magna sciendi, in XII libros digesta, […], Amsterdam: Apud J. Janssonium à Waesberge, 1669.
Основные работы, посвященные анализу философских воззрений данного автора, в том числе на русском языке:
1. Agustín Udías S. J. Athanasius Kircher and Terrestrial Magnetism: The Magnetic Map //journal of jesuit studies. – 2020. – Т. 7. – №. 2. – С. 166–184.
2. Bach J. A. Athanasius Kircher and his method: a study in the relations of the arts and sciences in the seventeenth century: Thesis (Ph.D). — University of Oklahoma, 1985.
3. Bianchi E. Prodigious Sounds: Music and Learning in the World of Athanasius Kircher: The Dissertation Presented… in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. — Yale University, 2011.
4. Buonanno, Roberto. The Stars of Galileo Galilei and the Universal Knowledge of Athanasius Kircher, Springer, 2014.
5. Čermáková L. Athanasius Kircher and vegetal magnetism: Analogy as a method //Early Science and Medicine. – 2018. – Т. 23. – №. 5–6. – С. 487–508.
6. Fletcher, John E. A Study of the Life and Works of Athanasius Kircher, ‘Germanus Incredibilis’: With a Selection of his Unpublished Correspondence and an Annotated Translation of his Autobiography, ed. Elizabeth Fletcher, Leiden and Boston: Brill, 2011.
7. Fletcher, John E. A. Kircher und seine Beziehungen zum gelehrten Europa seiner Zeit, Wiesbaden, 1988
8. Glassie, John. A Man of Misconceptions: The Life of an Eccentric in an Age of Change, Riverhead Books, 2013.
9. Godwin, Joscelyn. Athanasius Kircher: A Renaissance Man and the Quest for Lost Knowledge, Thames & Hudson, 1979.
10. Gorman, Michael J. Between the Demonic and the Miraculous: Athanasius Kircher and the Baroque Culture of Machines, unabridged version of essay published in The Great Art of Knowing: The Baroque Encyclopedia of Athanasius Kircher, ed. Daniel Stolzenberg, Stanford: Stanford University Libraries, 2001, pp. 59–70.
11. Gorman, Michael J. The Angel and the Compass: Athanasius Kircher’s Magnetic Geography, in Paula Findlen, ed., Athanasius Kircher: The Last Man Who Knew Everything, New York, Routledge, 2004, pp. 229–249.
12. Leinkauf Th. Mundus combinatus. Studien zur Struktur der barocken Universalwissenschaft am Beispiel A. Kirchers. B., 1993
13. Marrone, Caterina. Le lingue utopiche, Viterbo: Nuovi Equilibri, 2004 [1995].
14. Pangrazi, Tiziana. La Musurgia Universalis di Athanasius Kircher, Firenze: Olschki 2009.
15. Stolzenberg, Daniel. Egyptian Oedipus: Athanasius Kircher and the Secrets of Antiquity, University of Chicago Press, 2013.
16. Totaro, Giunia. L’autobiographie d’Athanasius Kircher. L’écriture d’un jésuite entre vérité et invention au seuil de l’œuvre. Introduction et traduction française et italienne, Bern: Peter Lang 2009.
17. Tronchin, Lamberto. Athanasius Kircher’s phonurgia nova: the marvelous world of sound during the 17th Century. Acoustics Today. 1 (5): 8–15, 2009.
18. Žukauskienė O. Transhistorical dialogue concerning images: Baltrušaitis and Kircher //Meno istorija ir kritika. – 2020. – С. 5-17.
19. Иогансон Л. И. Возрождение Атанасиуса Кирхера // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2016. №1.
20. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. Г. Дашевского. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — С. 367—372.
21. Мартынов Д. Е., Глушкова С. Ю. Теория возникновения китайского языка Афанасия Кирхера // Казанский лингвистический журнал. — 2019. — Т. 3, № 2. — С. 73—85.
22. Реш А. Афанасиус Кирхер (1602—1680): Издание института по исследованию пограничных направлений в развития науки (г. Инсбрук) // Философская мысль. — 2014. — № 7. — С. 1—45.