Дитрих Тидеманн (1748 – 1803)

Текст: Ольга Анасьева 

Философ и профессор Марбургского университета Дитрих Тидеманн повлиял на формирование философии Гегеля, а также ряда других авторов. Особое влияние на него оказали Локк, опираясь на которого он отрицал существование врожденных идей, и Лейбниц, в работах которого он видел основную функцию души в воображении. Кантовская «Критика чистого разума» наиболее живо заинтересовала его, но не покорила полностью и не изменила его убеждения, сформированные на основе воззрений философов Нового времени. Тидеманн не создал оригинальной системы философии, однако его работы важны для понимания развития последующей немецкой классической философии, так как он систематизировал важные идеи из истории философии и психологии.

Биография

Дитрих Тидеманн, сын законного мэра Франца Тидеманна, родился 3 апреля в Бременверде. По некоторым источникам отец философа был известным теологом и юристом, который пытался сделать из своего сына такого же религиозного ученого, каким и был он сам (Klemme, Kuehn, 2016). Тидеманн посещал школы в Бремерверде, Вердене и лютеранскую среднюю школу в Бремене, где учил языки, такие как латынь, французский, иврит, а еще философию. В 1767 году начал учебу в Геттингене, где слушал математику у Авраама Готтельфа Кестнера, философию у Андреаса Вебера и посвятил себя богословию и изучению права. Во многом его воодушевлял друг детства Майнерс, который вместе с ним учился в Геттингене. Он же, в свою очередь, серьезно повлиял на формирование карьерного пути юного Дитриха: молодые люди вместе читали Декарта, Локка, Гельвеция и Мальбранша. В скором времени Тидеманн отказался от теологической карьеры и вместо этого погрузился в философскую литературу. В это же время вдохновленный рассказами о путешествиях он задумал написать историю человечества.

В 1769 году философ занял должность воспитателя детей барона Будберга в Ливонии, однако занимал такой ответственный пост относительно недолго, так как уже в 1774 году вернулся обратно в Геттинген, в котором его друг Майнерс уже был профессором.

В университете философ не только преподавал, но и получал новые знания: Тидеманн практиковался в изучении классических языков на филологическом семинаре Гейне, по рекомендации которого был назначен профессором латыни и греческого языка в «Collegium Carolinum» в Касселе в 1776 году. В свободное от интеллектуальной деятельности время Тидеманн все также занимался философией и историей философии, придерживаясь при этом достаточно материалистических взглядов. Однако его общение (как личное, так и переписка) с таким известным в свое время автором немецкого просвещения как Иоганн Тетенс изменило такое мировоззрение. В первую очередь он был известен больше как психолог, но помимо этой деятельности он также занимался философией Иммануила Канта и имел схожие взгляды с Локком (его даже зачастую называют «немецким Локком»).

В 1778 году Тидеманн женился на Софи Ротхаузен в Касселе. У пары было четверо детей, среди которых старший Фридрих более известный своими медицинскими, психологическими и зоологическими работами.

В 1786 году большую часть профессорского состава «Collegium Carolinum» перевели в Марбургский университет. Дитрих Тидеманн не был исключением и также переехал, в результате чего получил полную профессуру, а еще читал лекции по логике, метафизике, естественному праву, морали и философии истории.

В 1791 году в свет вышел его шеститомник «Дух спекулятивной философии от Фалеса до Беркли», который заставил современников по-новому смотреть на себя. Тидеманн написал еще ряд работ: «Система стоической философии» (System der Stoischen Philosophie) (1776), «Исследования о людях» (Untersuchungen ueber den Menschen) (1777 и 1778), «Первый философ Греции» (Griechenlands erste Philosophe) (1780) и многие другие.

Дитрих Тидеманн умер 24 мая 1803 в Марбурге. Некоторые источники дают совершенно разную дату смерти: 23/24 мая 1805 или 23/24 сентября 1805 (Klemme, Kuehn, 2016). По некоторым данным, Дитрих Тидеманн умер от заразной болезни, в результате чего его старший сын, доктор медицинских наук, еще раз убедился в нерелевантности для себя медицины на практике.

Первые шаги на философском поприще

Стоит заметить, что в период работы с детьми Будберга в Ливонии (1769–1774) увидела свет первая работа Тидеманна (судя по официальным данным), которая называется «Попытка объяснения происхождения языка» (Versuch einer Erklärung des Ursprungs der Sprache, 1772). Автор, так же как и Гердер с де Броссом, придерживался теории естественного происхождения языка. Это был такой специфичный ответ на возражения, предложенные Зюсмильхем и Руссо относительно изобретения языка с помощью разума. По мнению Тидеманна, язык происходит из так называемой «бездны» человечества, это ни в коем случае не труд и не договоренность, а скорее даже нечто божественное и принесенное человеку извне, так как язык способен выражать даже самые тонкие человеческие мысли.

Люди имели только представления о каких-то предметах, благодаря которым появились первые слова. Изначально был жестовый способ общения, который некоторые люди (а именно духовные вожди) сочли неправильным, в результате чего предложили наиболее простой – коммуникация посредством звуков, формирующих слова. Основным преимуществом вербального общения, согласно теории Тидеманна, является не только передача собеседнику своих мыслей и эмоций в корректной форме, но и возможность самому воспринимать и контролировать себя. Такая идея имеет существенный недостаток, так как Тидеманн не объясняет, как именно формируется речь, однако его интерпретация достаточно глубока и оригинальна.

Основным логосом в процессе познания и мышления у Тидеманна выступает именно разум, который не присущ изначально, а развивается через формирование слов. Однако разум человека достаточно слаб и пассивен, ему трудно создавать язык, поэтому и необходим божественный разум, присущий лишь духовным вождям.

Психологические воззрения Дитриха Тидеманна

Вдохновленный все тем же Майнерсом, а также «Эмилем» Руссо, Тидеманн проявил себя как психолог. Тидеманн был одним из первых практиков в области научного изучения развития ребенка (Dessoir, 1902). Он вел дневник сенсорного, двигательного, языкового и когнитивного поведения своего сына в течение первых тридцати месяцев его жизни. В результате чего выяснил, как постепенно происходят изменения в сенсорике и двигательной способности ребенка, как возникают аффекты (примерно 8 неделя жизни) и формируется произвольная артикуляция звуков (около 7 месяцев после рождения). Благодаря своим эмпирическим наблюдениям он утверждал, что дети обладают «доязыковыми знаниями» (Wells, 1988):

1777: Уильям Кадоген в Англии опубликовал советы по воспитанию детей, чтобы попытаться облегчить самые тяжелые детские страдания.
1787: Дитрих Тидеманн опубликовал первый учебник по развитию детей — «Дневник наблюдений».
1882: Вильгельм Прейер опубликовал второй учебник по развитию детей, написанный в манере, подобной Тидеманну.

Общая картина психологии Тидеманна выглядит следующим образом: интенция от психологии души к эмпирической психологии. Христиан Вольф разделил всю психологию на эмпирическую и рациональную, подразумевая под первой (как раз той, которую теоретизирует Тидеманн) такую дисциплину, которая анализирует определенные факты психической жизни. Тетенс был категорически не согласен с позицией Вольфа (и, очевидно, с позицией Тидеманна), так как его психология, выступая частью метафизики, является наукой не столько о душе, сколько о рассудке и мышлении. Такое расхождение во мнениях, тем не менее, не помешало именно Дитриху Тидеманну со своим наблюдением за сыном стать создателем детской психологии. Фактически, философ отказывается от рациональной психологии, которая выводит явления из природы души, и использует исключительно опыт и практику для объяснения ключевых особенностей психики. Свои окончательные воззрения Тидеманн изложил в книге «Handbuch der Psychologie», которая вместе с биографией автора издана Людвигом Вахлером в 1804 году.

Дитрих Тидеманн — историк философии и интерпретатор

Интересно заметить, что до XVIII века древнегреческая философия не воспринималась как самостоятельный феномен, поэтому плеяду всех предшествовавших авторов мало волновал вопрос о ее генезисе и истоках. Именно Дитрих Тидеманн совершает «поворот к грекам», является при этом автором понятия «дух времени» (Zeitgeist), которое выступает как связующие звено между философией и другими сферами деятельности общества (Матвейчев, 2016). Zeitgeist обычно ассоциируется с историей философии Гегеля, однако фактическим создателем был именно Тидеманн.

Дитрих Тидеман, автор работы «Первые философы Греции, или Жизнь и системы Орфея, Ферекида, Фалеса и Пифагора» (Griechenlands erste Philosophen, oder Leben und Systeme des Orpheus, Pherecydes, Thales und Pythagoras) и шеститомного труда «Дух спекулятивной философии» (Geist der spekulativen Philosophie), утверждает, что у каждой эпохи есть свой характер, который выражается в идеях и темах определенного ряда авторов. Эта мысль станет еще более отчетливой и понятной в философии Гегеля.

В предисловии к «Духу» автор признает, что историки философии «единодушны» в том, что философия пришла к древнейшим народам Африки и Азии. Однако Тидеманн предлагает исключить жителей Востока, так как их так называемая философия хоть и затрагивает некоторые философские темы, но не подкреплены доводами и не аргументирована. Тидеманн также отвергал философию, основанную на поэтических музах (poetic muse), поэтому работы халдеев, персов, индийцев и египтян — простая поэзия полуживотных (half-brutish), основанная на религиозных представлениях (Park, 2014). Именно поэтому при характеристике своего первого тома «Духа» он особое внимание уделяет именно Фалесу, предлагая начинать с него всю историю философии.

Такая идея не была оригинальной, так как Кристоф Майнерс (1747–1810) был первым европейским историком философии, предположившим, что историю философии стоит начинать непосредственно с имени Фалеса.

Кантианский философ Вильгельм Готтлиб Теннеманн (1761–1819), сменивший Тидеманна на посту кафедры философии в Марбургском университете, был третьим историком философии (как раз после Тидеманна), провозгласившим Фалеса первым философом и исключившим более раннюю не греческую мысль из истории философии. Теннеман почти не защищал свое утверждение о том, что философия зародилась в Греции, но предположил, что начало научной философии можно проследить до греков, начиная с Фалеса.

Большая часть историков философии с особым трепетом относится к философии периода Нового времени, создавая при этом для него образ достаточно неполный и слегка затуманенный. Пятый том «Духа спекулятивной философии» называется «От Раймунда Луллия до Томаса Гоббса», в этой части особенно важна идущая после описания Реформации 12 глава, которая посвящена «исчезновению схоластической философии в большинстве стран Европы, и последнему схоласту, — иезуиту Франциску Суаресу» (Tiedemann 1796, 385–462).

Тидеманн дотошно и кропотливо описывает и комментирует труд Суареса «Метафизические диспутации», так как его читали Лейбниц и Вольф, для того, чтобы отметить автора как последнего представителя схоластики (ему предшествовали (Раймунд Сабундский и Доминик де Фландриа). Суарес представлен как такой представитель философского знания, которые стоит рядом с такими фигурами, как Помпонацци, Парацельс и Бруно с Кедвортом. Тидеманн больше не говорит ни о каком другом авторе-иезуите, тем самым выделяя Суареса из всех и еще раз показывая его идеи как «дух времени».

Дитрих Тидеманн как оппонент Иммануила Канта

Главной особенностью деятельности Дитриха Тидеманна была его критика трансцендентальной философии Иммануила Канта. Тидеманн, хотя и был впечатлен «Первой критикой», однако видел в ней существенные противоречия, которые выразил в своих двух работах: «О природе метафизики: исследование принципов профессора Канта в сравнении с эстетикой» и «Продолжение изучения мыслей профессора Канта о природе метафизики в сравнении с аналитикой», основные идеи, направленные против теории великого представителя немецкого идеализма, представлены в основном в первой работе.

Метафизика всегда была одним из самых затруднительных для понимания разделов в науке, начиная с момента ее возникновения, споры о ее наиболее важных задачах велись постоянно. Это побудило профессора Канта спросить, следует ли искать причину в том, как человек занимается этой наукой, и не воспринимается ли она до сих пор как нечто совершенно отличное от того, чем она должна быть по своей природе. Разум и понимание, в той мере, в которой они у нас есть, не выходят за рамки имеющего нами опыта. И фактически мы не можем познать то, что вне нас, как оно само по себе, постольку, поскольку оно нам представляется. Такое положение Иммануил Кант обозначил еще в своей «Критике чистого разума», но, к сожалению, современная автору ученая публика невнимательно изучила трактат, поэтому автор был вынужден опубликовать «Пролегомены к любой будущей метафизике» для того, чтобы наиболее точно обозначить свое учение.

Дитрих Тидеманн активно критиковал положение о необходимом априорном познании пространства и времени, которые формируют синтетическое суждение. Основной вопрос, который задает Тидеманн Канту, можно сформулировать следующим образом: как математические суждения являются синтетическими? По Канту, «7 + 5 = 12» — чисто синтетическое суждение, потому что понятие «12» не подразумевает под собой соединения «5» и «7» (Кант, 1994). Точно так же непонятно, почему две точки создают наименьшее расстояние для одной прямой. Тидеманн утверждает, что между этими двумя операциями есть только одно различие: в первом случае все разные предикаты являются представлениями с разной внутренней природой; в другом случае, части часто имеют одну и ту же внутреннюю природу и становятся разными только при произвольном разделении (Sassen, 2000).

Утверждение «7 + 5 = 12» должно быть аналитическим, так как в различных частях «12» мы встречаем «7» и «5» и за рамки понятия «12», при таком раскладе, мы не выходим. Разлагая «12», мы можем получить «7» и «5».

Тидеманн, опровергая синтетичность положения о прямой и двух точках, приходит к выводу о том, что предложения, обозначающие связь или отношения, не являются синтетическими. Как раз к такому типу относится утверждение о расстоянии между двумя прямыми.

Исходя из этого, Тидеманн задается вопросом о необходимости особой формы интуиции, в которой многообразие явлений упорядочено в определенных отношениях. Если тело состоит из простых частей, то вопрос интуиции в их собирании. Представление протяженности и фигуры возникает потому, что индивидуальные впечатления частей воспринимаются не по отдельности, а как перетекающие друг в друга. Философу необходимо доказать, что должна существовать такая форма интуиции, которая отлична от ее объектов, в которой их многообразие упорядочено.

Следующим критическим моментом для Тидеманна был анализ чувственных категорий у Канта, в особенности, категории пространства. Она в критической философии выступает затруднительной для понимания, так как, с одной стороны, в пространстве, по Канту, нельзя отличить одно место от другого; с другой, части одного пространства идентичны сами по себе. Отдельные пространства являются частями общего пространства (здесь соотношение не как род и вид), процедура перехода от части к целому, по мнению Тидеманна, у Канта не обозначена. Различные части времени, например, день и час, действительно могут быть одновременными; следовательно, предложение не может сказать ничего, помимо того, что части времени, которые не различаются в силу внутренней детерминации, не могут быть разными, кроме как благодаря тому факту, что они не одновременны.
Более того, Кант предлагает для рассмотрения следующее: когда две вещи полностью идентичны во всех отношениях, которые могут быть познаны в каждой отдельно взятой, из этого должно следовать, что одна может во всех случаях и обстоятельствах заменить другую. Тидеманн, опровергая такое положение, приводит пример с рукой, которая в зеркале полностью похожа на руку в действительности. Рука в зеркале не может занять место настоящей правой руки, в зеркале –– это левая, которая никогда не сможет занять место первой. Философ делает как бы шаг вперед по отношению к Канту: он считает, что объекты не являются репрезентациями вещей –– это только чувственные интуиции.

По Канту, понятия пространства и времени предшествуют чувственным впечатлениям, а, следовательно, являются чистыми априорными интуициями.

Тидеманн замечает, что термин «интуиция» понимается философами двояко: с одной стороны, это настоящие, воспринимаемые ощущения, которые приобретаются. В таком случае пространство и время не могут быть интуициями без противоречия. С другой стороны, интуиция — ощущения, обновленные посредством репродуктивной способности. Анализируя такое утверждение, можно сделать вывод, что пространство и время точно не являются априорными понятиями. Таким образом, ощущения действительно необходимы для описания таких понятий, но ни в коем случае они не составляют основу для их создания.

Как это было обозначено выше, основная интенция критики Дитриха Тидеманна была направлена на объяснение возможности метафизики, которая не должна учить чему-либо, что не может лежать ни в нашем собственном опыте, ни в опыте любого мыслящего существа, потому что это было бы бессмыслицей. Даже если понятия возникают только из опыта, то их комбинация должна показать, что они содержат больше, чем указывает на них просто опыт, таким образом, они выйдут как бы за опыт. Но если бы, с другой стороны, они возникли априори, но остались бы только тем, чем они являются сейчас, они не научили бы нас чему-то большему, чем тому, что мы сейчас «извлекаем» из них.

На такую критику Иммануил Кант отреагировал очень враждебно, утверждая при этом, что подобное отношение к его концепциям со стороны Тидеманна вызвано непониманием основных идей критической философии.

Место Тидеманна в истории философии

Вклад Тидеманна в развитие науки действительно огромен. Если мы суммируем все его наиболее выдающиеся достижения, то придем к следующему выводу: Тидеманн, начиная свою профессиональную деятельность в качестве теологического мыслителя (а его сохранившихся работ такого периода нет), изначально распространяет весь свой аккумулирующий опыт на философию языка, придерживаясь при это исключительно его врожденной способности, исходящей от Бога. Его вклад в развитие эмпирической психологии, создавший такую дисциплину, действительно важен, так как, согласно ряду исторических справок, на протяжении порядка ста лет никто из существующих авторов не рискнул заняться этой темой, только в XIX веке это направление современной психологии продолжили развивать. Историков философии намного больше, чем философов, однако ключевым достижением Тидеманна в качестве интерпретатора являются две важных вещи: «поворот к грекам», позволивший наиболее точно структурировать и обозначить ракурс развития истории философии, и введение понятия «Zeitgeist», которое определило развитие последующий философии истории.

Деятельность Дитриха Тидеманна как оппонента Иммануила Канта остается одной из основных, так как при упоминании словосочетания «канонический автор» первой ассоциацией выступает именно начинатель немецкого идеализма. Сравнение и сопоставление с таким великим автором позволяет внести Тидеманна в канон мировой философии наряду с такими именами как тот же Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель.


Библиография

Оригинальные работы и прижизненные публикации автора

Составлено на основании Landesgeschichtliches Infornationssystem. Ссылка: https://www.lagis-hessen.de/pnd/117376280

  1. Tiedemann, Dietrich. Versuch einer Erklärung des Ursprungs der Sprache. Riga, 1772.
  2. Tiedemann, Dietrich. System der stoischen Philosophie. Leipzig, 1776.
  3. Tiedemann, Dietrich. Untersuchungen über den Menschen. Leipzig, 1777.
  4. Tiedemann, Dietrich. Progr. De antiquis quibusdam Musei Fridericiani simulacris. Kassel, 1779–1780.
  5. Tiedemann, Dietrich. Griechenlands erste Philosophen, oder Leben und Systeme des Orpheus, Pherecydes, Thales und Pythagoras. Leipzig, 1780.
  6. Tiedemann, Dietrich. Poemander, oder von der göttlichen Macht und Weisheit; a. d. Grich. Übers. Und mit Anmerkungen begleitet. Berlin und Stettin, 1781.
  7. Tiedemann, Dietrich. Über die Natur der Metaphysik; zur Prüfung von Herrn Professor Kants Grundsätzen. Leipzig, 1785.
  8. Tiedemann, Dietrich. Dialogorum Platonis argumenta exposita et illustrata. Biponti, 1786.
  9. Tiedemann, Dietrich. Disp. De quastione, quae fuerit artium magicarum orgio, quomodo illae ab Asiae populis ad Graecos atque Romanos et ab his ad ceteras gentes sint propagatae, quibusque rationobus adducti fuerint ii, qui ad nostra usque tempora easdem vel defenderent vel oppugnarent? Quae praemium tulit a Soc. Scient. reg. quae. Goettingae est. Marburg, 1787.
  10. Tiedemann, Dietrich. Geist der spekulativen Philosophie. Marburg, 1791–1797.
  11. Tiedemann, Dietrich. Theätet oder über das menschliche Wissen ein Beytrag zur Vernunft-Kritik. Marburg, 1794. Tiedemann, Dietrich. Idealistische Briefe. Marburg, 1798.
  12. Tiedemann, Dietrich. Progr. De variis philosophiae morum principiis. Marburg, 1798.
  13. Tiedemann, Dietrich. Reise in Ober-Pensylvanien und im Staate Neu-York. Aus dem französisch. Übers. Und mit Anmerkungen begleitet. Berlin, 1802.
  14. Tiedemann, Dietrich. Handbuch der Psychologie. Hrsg. und mit einer Bibliographie des Verfassers von Ludwig Wachler. Leipzig, 1804.
Основные переиздания, критические издания и переводы:
  1. Tiedemann, Dietrich. Griechenlands erste Philosophen, oder Leben und Systeme des Orpheus, Pherecydes, Thales und Pythagoras. USA: Nabu Press, 2013.
  2. Tiedemann, Dietrich. Dietrich Tiedemanns Beobachtungen über die Entwickelung der Seelenfähigkeiten bei Kindern : mit Einleitung, sowie mit einem Litteraturverzeichnis zur Kinderpsychologie. München, 1897.
  3. Tiedemann, Dietrich. Geist der spekulativen Philosophie. Nabu Press, 2011.
  4. Tiedemann, Dietrich. Geist der spekulativen Philosophie. USA: Saint Louis University, 1965.
  5. Tiedemann, Dietrich. Handbuch Der Psychologie. USA: Nabu Press, 2011.
  6. Tiedemann, Dietrich. Idealistische Briefe. USA: Nabu Press, 2011.
  7. Tiedemann, Dietrich. Tiedemann’s Record of infant-life. N.Y., 1890.
  8. Tiedemann, Dietrich. Über die Natur der Metaphysik; zur Prüfung von Herrn Professor Kants Grundsätzen. Frankfurt, 2010.
  9. Tiedemann, Dietrich. Versuch einer Erklärung des Ursprungs der Sprache. Riga, 1978.
Основные работы, посвященные анализу философских воззрений данного автора:
  1. Bartsch, Suzie. Dietrich Tiedemann. Funktionalistische Sprachtheorie und Sprachursprungstheorie. Berlin, 2015.
  2. Braune, Barbara, Zierdt, Holger. Trauregister aus Kurhessen und Waldeck Bd. 1, Kassel-Stadt Teil 1: Trauungen aus der Casselischen Policey- und Commercien-Zeitung 1731-1790. Reichelsheim, 2004, S. 321.
  3. Brieger, Rudolf. Eine Klage der Marburger Bürgerschaft über den Verfall der Universität im Jahre 1803 und die Ursachen des Rückgangs. Kassel, 1927, S. 311-313.
  4. Dessoir, Max. Geschichte der neueren deutschen Psychologie. Berlin, 1902.
  5. Dietrich, Donald J. Dietrich Tiedemann: Child Psychologist in the Eighteenth Century. Historian, 1976, P. 455 – 473.
  6. Dietz J. Ch . F. Antitheätet. Leipzig, 1798.
  7. Gundlach, Franz. Catalogus professorum academiae Marburgensis 1, Von 1527 bis 1910, Marburg 1927.
  8. Klemme, Heiner F, Kuehn, Manfred. The Bloomsbury Dictionary of Eighteenth-century German Philosophers, New York, 2016.
  9. Park, Peter J. Africa, Asia, and the History of Philosophy: Racism in the Formation of the Philosophical Canon, 1780-1830, New York, 2014.
  10. Rescher, Nicholas. Interpreting Philosophy: The Elements of Philosophical Hermeneutics, Ontos, 2007.
  11. Sassen, Brigitte. Kant’s Early Critics: The Empiricist Critique of the Theoretical Philosophy. New York : Cambridge University Press, 2000.
  12. Strieder F. W. Grundlage zu einer hessischen Gelehrten- und Schriftsteller-Geschichte, Bd. 16. 1806, S. 182–198.
  13. Vonk, Frank J. M. Dietrich Tiedemann (1748-1803). Philosophische und empirisch-psychologische Aspekte der Spracherwerbsforschung im 18. Jahrhundert. Münster, 1991.
  14. Wells G. A. Language and the thinking process. Dietrich Tiedemann’s eighteenth-century study. Bath, 1988.
Дополнительные источники

Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т.3, Критика чистого разума. М.: ЧОРО, 1994.