Леон Эбрео (XV в.)

Текст: Полина Крупинина

Заговорите вы о любви — с помощью крупицы знания тосканского языка
вы отыщите Лео­на Еврея, который отсыплет вам полную меру

Мигель де Сервантес

Биография

Несмотря на то, что сейчас фигура Леона Эбрео —  врача и философа второй половины XV — начала XVI вв. упоминается крайне редко, его основная и единственная сохранившаяся работа  — “Диалоги о любви” была довольна популярна в свое время. “Диалоги” переводились на французский, латинский и испанский и “к 1607 г. книга Леона Эбрео имела 25 публикаций и обрела широкую европейскую известность”. 

Хотя произведение Леона вызвало отклик в обществе, так как он обратился к теме, которая в тот период волновала гуманистов, информации про его жизнь осталось не так много. Мы даже не имеем четкого представления о том, когда он родился и умер. Примерными датами называют ок. 1460-ок. 1530. Под именем “Леона Эбрео” в 1535 году выпущены “Диалоги о любви”, настоящее же имя — Иегуда Абрабанель. 

Родился Леон в Лиссабоне в семье придворного казначея — Исаака Абрабанеля. Леон был очень образованным человеком как и его отец, который сам получил не только религиозное образование, но и светское. Исаак “оказал серьезное влияние на воспитание и образование своего старшего сына Иегуды, прививая ему интерес к арабской и еврейской философии”, и во многом благодаря этому “Диалоги о любви” вобрали в себя совершенно разные традиции — начиная платонизмом, заканчивая  учениями Авиценны и Аверроэса. 

О самой жизни Леона Эбрео нам известно не так много — одни источники порой дополняют друг друга, а порой находится множество несостыковок. Однако стоит отметить несколько ключевых моментов, связанные с положением евреев в обществе, которые могли повлиять на формирование личности философа. Высокое положение отца в обществе и известность рода Абрабанель не спасло семью от необходимости бежать. Так, в биографии Леона выделяют несколько ключевых эпизодов — 1481 (а в некоторых источников 1483 г.) его отец был замешан в политическом заговоре против Хуана II, герцога Браганса, и был вынужден бежать в Севилью, в Испании, со своей семьей. В Испании Исаак, а вместе с ним и Леон в качестве врача, были приближены ко двору Фердинанда, однако спокойные времена для семьи длились недолго: примерно через 10 лет (в 1492 г.) по указу, призывающий всех евреев, отказавшихся принять христианство, покинуть Пиренейский полуостров, Леон вместе с семьей вынужден покинуть Испанию. Так, они оказываются в Неаполе, где он, продолжая заниматься медициной при дворе, начинает общение с кружком гуманистов и делает больший упор на изучение философии. К этому периоду относят работу над несохранившимся трактатом “О небесной гармонии”, который “по свидетельству одного из современников, он был создан Леоном Эбрео по просьбе Джованни Пико делла Мирандола и написан в схоластической манере”, что, однако является довольно спорным, так как точной информации об их непосредственном знакомстве нет; некоторые исследователи считают, что они вовсе не встречались. В 1495 году снова вынужден переехать, на этот раз в Геную, где продолжает общение с гуманистами и начинает трактат, наиболее полно выражающий его идеи — “Диалоги о любви”, там же лишается возможности продолжить медицинскую карьеру, так как “Святой престол лишил евреев права заниматься врачеванием”. Через 6 лет вновь оказывается в Неаполе, но уже в 1506 году переезжает в Венецию, где в 1508 году умирает его отце, а сам Леон примернов в это время заканчивает “Диалоги”. После 1521 года ниточка с историей о его жизни обрывается. В 1535 году опубликованы “Диалоги о любви”. Вероятно, в этом же году он и умер, хотя некоторые исследователи обозначают 1530 год в качестве даты его смерти. 

Относительно личной жизни Леона Эбрео информации, по-видимому, не сохранилось. Так, все, что у нас есть — лишь несколько дат его переездов и трактат “Диалоги о любви”, о котором речь пойдет далее.

Философия 

В работу входит 3 диалога, последний из которых — диалог о происхождении любви обобщает идеи, рассмотренные Леоном Эбрео в 1 и 2 диалоге, посвященных определению любви и желания и доказательстве универсальности любви. 

Так как Леон во многом находится под влиянием гуманистов и попыток в своих работах ориентироваться на идеалы античности — главными героями “Диалогов” выступают Филон — прообразом для которого мог стать Филон Александрийский, объединявший в своих работах догмы иудаизма с древнегреческой философий и София — характерный для Античности образ, воплощающий мудрость (σοφία). 

Взяв за основу диалоги Платона, при этом стараясь привнести в жанр некоторую строгость, которая заимствована у схоластической традиции, Леон старается объяснить феномен любви, отвечая на 5 вопросов, обозначенных в начале диалога: 1. имеет ли любовь начало или же она извечна? 2. когда она родилась? 3. в каком из трех миров она родилась: в земном, небесном или духовном? 4. кого можно называть родителями любви? 5. какова причина и цель ее рождения? 

Любовь для Леона Эбрео является универсальным принципом связи всего во Вселенной. Он считает, что мы не можем ограничить любовь чувствами одного человека к другому, она становится тем, что “соединяет единичное с общим, земной мир с небесным, преходящее с вечным, душу человека с его тело, а самого человека с природой и Богом, в конечном итоге объединяя все природу с ее творцом”. Вероятно идея эта восходит к неоплатонизму, однако любовь в качестве того, что является “объединяющим принципом” встречается и ранее: у Эмпедокла похоже представления о любви, которая, однако, лишены некоторой чувственной стороны. Интересно, что и Леон показывает некоторую естественную сторону любви, ее физическое воплощение, говоря о том, что все в природе наполнено любовью, которая обеспечивает связь: “живой природе сознание необходимо, чтобы направлять ее к естественному совершенству, и оно не является сознанием в собственном смысле, поэтому любовь и желание здесь не интеллектуальны и не чувственны, а только естественны, то есть направляются природой”.

Любовь для Леона Эбрео неразрывно связана с желанием: “в конце нашего прошлого разговора мы определили любовь как желание соединиться с любимой вещью и показали, каким образом всякое желание является любовью и всякая любовь — желанием”. А само желание связано со стремлением к отсутствующему прекрасному. Поэтому Филон, начиная рассказ о родителях любви, говорит что “общим отцом всякой любви является прекрасное, а общей матерью— осознание прекрасного, смешанное с лаской; от них обоих, как от настоящих отца и матери, рождается любовь и желание, потому что прекрасное, осознанное тем, у кого оно отсутствует, страстно любимо и желаемо познающим”, таким образом еще раз иллюстрируя два необходимых пункта для возникновение любви — отсутсвие прекрасного и желание его, в котором заложено “осознание отсутствующего прекрасного”.

Интересно, что мы привыкли рассматривать прекрасное в связке с благом, но Леону важно показать: на самом деле они не совпадают полностью, так как не все, что мы считает благом мы можем назвать прекрасным. Необходимый элемент, который позволяет нам считать нечто прекрасным — красота: “Красота, потому что прекрасное — это благо, обладающее красотой, а без нее благо не является прекрасным”. В свою очередь красота — это “грация [grazia], которая радует душу, узнающую ее, и побуждает к любви”, которая завязана на наших чувственных способностях — зрении и слуха. То, что доступно другим чувством может быть благим, однако не может быть прекрасным, то есть не может быть объектом любви: “сладкая пища и питье, приятный запах и свежий воздух, чувственная любовь не являются прекрасными, несмотря на всю их благость”. Линию отсюда можно провести к стоическим идеям разделения всего на благое (ἀγαθόν), злое (κακόν) и безразличное (ἀδιάφορον). Безразличное “не вызывает ни влечения, ни отталкивания и ни в каком смысле не может быть целью, имеющей ценностные характеристики”, так и у Леона Эбрео то, в чем нет грации не может вызывать влечения. Но нельзя ограничивать грацию тем, что постигается чувствами. Для Леона она обладает некоторым духовным началом “сильнее познает прекрасное интеллектуальный разум, воспринимающий универсальную грацию и красоту, бестелесную и истинную, в телах конкретных и смертных, которые в сильной степени побуждают душу к наслаждению и любви”. Любовь в этом смысле обладает некоторым рациональным характером — осознавая, что за чувственной красотой, являющейся “ лишь тенью духовной”, стоит еще и красота интеллектуальная. Леон не преуменьшает значение красоты телесной, не говорит, в духе античной философии, о порочности тела. Он показывает, что материя, несмотря на то, что сама по себе является уродливой, при соприкосновении с божественным, которое придает материи форму и “наполняет” ее, становится прекрасной. Поэтому для Леона телесная красота неразрывно связана с духовной: “любовь есть желание беременной родить прекрасное, похожее на отца, и такова не только любовь интеллектуальная, но и чувственная”, хотя он и не отказывается от мысли о том, что исключительно материальная красота не может принести человеку счастья, так как для того, чтобы познать красоту в более полном ее проявлении, нужно обратиться не к телесности, а к тому, что стоит за ней — в душе  “И если телесная красота, являющаяся лишь тенью духовной, столь приятна тому, кто ее зрит, и если она захватывает его, притягивает к себе, лишает свободы и возбуждает желание владеть ею, то что сделает с достойными ее созерцать ярчайшая интеллектуальная красота, лишь тенью и образом которой является красота телесная…”.

Любовь, наполняющая мир, появляется в мире ангельском, распространяясь затем на другие. Благодаря тому, что любовь и красота присутствуют в каждом из миров, у нас есть возможность, в духе неоплатонической традиции — совершить восхождение к Богу и “обрести блаженство в единении с Богом”. таким образом, красота и любовь становятся в некоторым смысле “дорогой” к спасению и благу. 


Список литературы: 

  1. Rorty R The historiography of philosophy: four genres// Philosophy in History: lissays on the historiography of philosophy / Ed. by R. Rorty; J. B. Schneewind, Quentin Skinner. Cambridge U. P. 1984.
  2. К. В. Ф. фон Шлегель. Сочинения. В двух томах. Том 2. — Санкт-Петербург: Издательский проект «Quadrivium», 2018.
  3. Кьеркегор С., Повторение М.: Лабиринт. – 1997.
  4. Образы любви и красоты в культуре Возрождения / отв. ред. Л.М. Брагина; Науч. совет РАН “История мировой культуры”. — М.: Наука, 2008.
  5. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. М.: «Мысль», 1990.
  6. Эпиктет. Энхиридион (Краткое руководство к нравственной жиз­ни); Симпликий. Комментарий на «Энхиридион» Эпиктета. — СПб.: «Владимир Даль», 2012. 
  7. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1 / Сост. и науч. ред. В. П. Шестаков.— М.: Искусство, 1981.
  8. Юм Д. Сочинения в 2 т. Т.2/Пер. с англ. С.И.Церетели и др.; Примеч. И.С.Нарского. — 2-е изд., дополн. и испр. — М.: Мысль, 1996.
  9. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М.: АО «Ками Груп». – 1995.