Хуан Карамуэль и Лобковиц (1606 — 1682)

Текст: Денис Манаков

Введение: Схоластика в XVII веке

При упоминании философии XVII века первым делом мы обычно представляем себе не университетских философов — Декарта, Гоббса, Локка, Спинозу, и, даже если попытаться исключить из рассмотрения наиболее каноничных авторов или вспомнить о “главных” философских проблематиках XVII века, мы все равно, так или иначе, вероятно, будем говорить о “свободных” философах. Философия XVII века мыслиться нами в категориях прогресса и порыва со старыми схоластическими средневековыми традициями. Однако, схоластическая философия не заканчивается на средневековье. В XVI, XVII и даже XVIII веке она приобретает новый виток, характеризующийся большими систематичностью, широтой охвата проблематики и количеству производимых работ. Этот период схоластической философии обычно называется второй, постсредневековой или посттриденской схоластикой. Хотя, у каждого из этих названий есть свои проблемы, так же как и у термина “схоластика” применительно к этому периоду вообще: мы можем проводить линию демаркации между “школьными” и “внешкольными” философами через принадлежность к формальным институциям, однако, содержательно, это линию провести значительно сложнее, в силу диалога, смешивающего традиции схоластики с “философией Нового времени”. Философское влияние схоластики в XVII веке оставалось достаточно сильным, благодаря Обществу Иисуса. Так, одни из наиболее известных представителей посттриденской схоластики, как, например, Педро Уртадо де Мендоса, Родриго де Арриага, Франсиско де Овьедо, Себастьян Искьердо, Тирсо Гонсалес, были иезуитами. Однако, схоластика XVII века развивалась и в рамках францисканского (Антонио Перес, Джон Панч), доминиканского (Франсиско де Араухо, Диего Альварес, Доминго Банес), бенедиктинского (Бенедикт Шмир, Пауль Мецгер), минимитского (Иоанн Лалеманде) и других орденов. Настоящая статья посвящена представителю цистерцианского ордена — Хуану Карамуэлю, однако, как станет ясно по его биографии, наследие этого философа не ограничивается одним орденом. За свою жизнь Карамуэль успел получить образование у доминиканцев, побывать на одной стороне с иезуитами в одном из ожесточеннейших дебатов XVII-го века, завести дружбу с папой католической церкви, быть атакованным Блезом Паскалем, вступить в переписку с Рене Декартом и Пьером Гассенди и многое другое.

Биография

Хуан Карамуэль родился в Мадриде в 1606 году в семье графа Лоренцо Карамуэля и Катерины Фриссе фон Лобковиц, потомка знатного немецкого княжеского рода Лобковиц. Он был одаренным ребенком и с самого раннего возраста обучался литературе, астрономии, восточным языкам, а в возрасте 11 лет даже начал писать книги. Первой опубликованной работой будущего философа стала «Primus Calamus» — его собственные астрономические таблицы (Lorenzo, 1893, 110).
В 17 лет он поступил в Университет Алькалы, где обучался у Бенито Санчеса и великих томистов Жана де Сен-Томаса и Хуана Мартинеса де Прадо. К 19 годам он поступил в цистерцианский орден королевского монастыря Ла-Эспина в епархии Паленсии, где началась его блестящая философская карьера. Затем он служил в монастыре Монтедеррамо в епархии Оренсе, и наконец поступил в Санта-Мария-дель-Дестиерро в Саламанке, где продолжил свои богословские исследования под руководством известнейшего томиста Франсиско де Араухо. После завершения своего образования в Саламанке он начал преподавать богословие в монастырях своего ордена в Алькале, Паласуэлосе и самой Саламанке (Schmutz, 2019).

В 1630-40 годах Карамуэль жил в Испанских Нидерландах где проводил интенсивную научную деятельность — за это время он публикует около пары десятков научных трудов, закладывая основание для своей будущей крайне плодовитой библиографии. Будучи в университете Левена Карамуэль публикует свой первый труд по метафизике — «Realis et Rationalis Philosophia». Там же Карамуэль отметился и своей политической деятельностью — в роли защитника интересов испанской короны. В 1639 философ публикует «Philippus Prudens» — генеалогическое доказательство легитимности испанской власти (Barrande-Azam, 2008, 185-186). В то же время он помогает в защите города Лувен от нападений французов и голландцев в качестве инженера и начальника работ, за что был назначен придворным проповедником. Там же он дружится с Марией Медичи, благодаря влиянию которой становится генеральным викарием картезианцев (т.е. состоявших в Ordo Cartusiensis, а не последователей Декарта) в Англии, Ирландии и Шотландии и аббатом Мелроуза (Buján, 2007, 46). Примечательно, что в Шотландии он так и не побывал (Schmutz, 2019).
Получение им звания аббата и титула доктора доктора богословия в Левене в 1638 году также связано с его успешной защитой диссертации, посвященной довольно спорного тезиса своего учителя Педро де Лорки о реальной одновременности греха и благодати в божественном указе (Buján, 2007, 47). Этот момент является примечательным, в силу того, что Карамуэль был одним из основных действующих лиц в споре о благодати и оправдании, возникшем вокруг сочинения Августина Янсения, умершего немного ранее в том же году, и вылившимся в конфликт между иезуитами с одной стороны и янсенистами Пор-Рояля, такими как Арно и Николь, и многими публичными не университетскими интеллектуалами с другой. Одним из особо ярых сторонников янсенистов был Блез Паскаль, который атаковал лично Карамуэля в «Письмах к провинциалу» (Паскаль, 1997, 127-133, 156-158). Эта работа существенно упростила и даже вульгализировала суть полемики, однако, сделала публикации казуистов, в чье число входил Карамуэль, чуть ли не самой читаемой литературой среди образованных слоев общества (Корзо, 2001, 119). Благодаря этому Карамуэль стал одним из самых известных моральных теологов, защищавших теорию пробабилизма, за что получил от Альфонсо Лигуори титул «princeps laxistarum» (Lorenzo, 1893, 125) и почитание и благодарность в среде иезуитов.

Успех Карамуэля не ограничивался богословским полем — будучи в Левене он также публикует труды по математике и астрономии «Mathesis audax», «Sublimiun ingeniorum cruz», «Coelestes Metamorphoses» и «Novem stellae circa Iovem», принесшие ему известность в научных кругах и даже дружбу Фабио Киджи — будущего папы Александра VII. В последствии Киджи назначит Карамуэля папским легатом в Кельне — должность которую он будет держать с 1639 по 1651. Однако, в результате участия в ссоре с янсенистами Карамуэль так и не получает постоянной должности в университете Левена, многие его друзья в Нидерландах умирают, и общее отношение к нему в стране склоняется скорее к негативному (Buján, 2007, 46). Одним из наиболее трагичных событий для Карамуэля становится смерть кардинала Фердинанда Австрийского, его покровителя в Нидерландах, в 1641 году. В связи с этим философ отправляется в путешествие по Бельгии и Германии, совмещая его с проповеднической деятельностью. В 1644 году брат Фердинанда — Филипп IV Испанский — назначает Карамуэля аббатом Дизибоденберга в епархии Майнца. Там Карамуэль проводит крайне успешную политику посредничества в пользу католических интересов по отношению к протестантам — надпись в соборе Виджевано утверждает, что он вернул около тридцати тысяч человек к исповеданию католицизма (Lorenzo, 1893, 111). Методы Карамуэля являлись поистине оригинальными, так, одним из способов возвращения людей к католицизму была проведенная им реформа григорианского пения (описанная им в «Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La, Bi, Nova Musica» в 1645 году). Философ считал, что с помощью музыки можно создать упражнение и парадигму религиозной и политической гармонии, учитывая, что хорошая литургия влечет за собой хорошую монашескую дисциплину и политическую организацию. Немного позднее, Филипп IV делает его своим посланником при дворе императора Фердинанда III, чей двор в то время проживал в Праге (Buján, 2007, 47-48). С 1647 года Карамуэль переезжает в Прагу. В Праге он углубляет свои знания иврита, арабского, увлекается каббалой и погружается в напряженную философскую жизнь, зародившуюся там со времен католической реставрации. Но уже через год философ снова становится вовлечен в политический конфликт и даже берется за оружие (Schmutz, 2019) — он вооружил и возглавил военный отряд священнослужителей, которые помогали защищать город от шведских протестантов. После окончания войны Карамуэль, находясь при пражском бенедиктинском аббатстве Монтсеррат, продолжает писать свои богословские и философские работы. Вероятно, наиболее значимым для него проектом этого периода является «Theologia Fundamentalis» — всеохватывающая междисциплинарная работа, которая позже дополнится множеством томов.

В 1654 году Фабио Киджи, старый друг Карамуэля, наконец получает должность папы, и Карамуэль уезжает в Италию. Киджи, теперь Александр VII, назначает его советником Святого отдела — инквизиции — и советником Священной конгрегации обрядов (Lorenzo, 1893, 112), не удовлетворив надежды Карамуэля на титул кардинала. Папа считал его человеком талантливым, но не очень расчетливый, из-за чего Карамуэль в итоге был изгнан из Рима (Schmutz, 2019) и вынужден был довольствоваться довольно отдаленными епископствами: сначала в Кампанье в 1656 году, и затем, в Виджевано, рядом с Миланом с 1673 года, где и скончался в 1682 году (Dvořák, 2008, 645).
В течение своих итальянских лет Карамуэль продолжал принимать участие в дебатах по моральному богословию и вел переписку со многими известными мыслителями. В то же время Карамуэль писал исторические исследования и исследования по методологии истории, юридической теории, политике, логике, математике, линвистике и многим другим темам.

Фигура Карамуэля в некотором смысле является обобщающей для большего числа дискуссий второй схоластики XVII века не только благодаря его невероятной библиографии, охватывающей более 50 работ по самым разным темам, но и благодаря его эрудиции, знакомству с практически всеми важными философскими работами его современников, включая курсы Ричарда Линча, Томаса Комптона Карлтона, Себастьяна Искьердо, Августина Рединга и других (Schmutz, 2019), и дискуссиям с такими важными мыслителями эпохи, как Рене Декарт, Пьер Гассенди, Афанасий Кирхер, Франциск Бонай Спей, Антонино Диана, Джованни Баттиста Годьерна, Иоганн Гевелий, Валериан Великий, Хуан Ниремберг, астрономы Антон Мария Ширлеус из Реиты и Годфруа Венделин, врач Ян Марек Марси, наконец, сам папа Александр VII и многие многие другие (Ares, Lara, Lizcano, Martinez, 2018, 179).

Философия

Кратко рассказать о философии Карамуэля практически невозможно, в силу объема и многогранности его теоретического наследия. Среди наиболее важных вкладов в развитие интеллектуальной культуры можно перечислить следующие:

В моральной философии: он попытался обосновать вероятностный эпистемологически в своем «Dialexis de non-certitudine» и таким образом надеялся преуспеть в создании «моральной науки», отделенной от естествознания и собственной логикой («логикой морали», где истина, например, не является единственным показателем, но допускает большее или меньшее). Карамуэль был в авангарде общего тренда XVII века на развитие “моральных” наук, т.е. наук работающих с вероятностным знанием о контингентных событиях, производимых человеческой волей. Основные теоретические наработки, касающиеся моральных модальностей (Caramuel, 1676, 59), моральной достоверности (Fleming, 2008, 91-97) или морального сущего (Caramuel, 1653, 106; Schmutz, 2008, 59), которые можно найти в работах иезуитов, развиваются и совершенствуются Карамуэлем от работы к работе.

В науках: публикация «Mathesis biceps et nova» в 1670 году, ставшей величайшей математической энциклопедией своего времени, развитие бинарной математики и комбинаторики, активное участие в «Академии исследований» (Schmutz, 2019). Он предложил новый метод приближения для деления угла на три части и предложил форму логарифмирования, хотя не был понят своими современниками. Карамуэль был первым математиком, который провел аргументированное исследование недесятичных счетов (Ares, Lara, Lizcano, Martinez, 2018, 173-188). А в 1656 году Карамуэль написал одну из первых, уступая по времени разве что исследованию Гюйгенса, работу по теории вероятности — «De ratiociniis in ludo aleæ».

В архитектуре: привлечение к теории архитектуры математики — арифметики, логарифмов, геометрии и тригонометрии, и различение «Arquitectura recta», классической архитектуры, и «Architectura obliqua», нового архитектурного метода, приспособленного для несовершенств нашего мира (Navarro, 2008, 257-272). Также Карамуэль принял участие в создании Собора Виджевано.

В лингвистике: развитие сравнительной грамматики, составление грамматики китайского языка, создание формализованного языка в последней работе «Leptoptatos», в котором глагол «быть» заменялся рядом других форм, и который был создан для решения проблем теологии и метафизике, изучение лингвистики по лингвистическим метрикам (Schmutz, 2019). Также, благодаря знанию древних языков и знакомством с средневековой еврейской и арабской философией Карамуэль написал опровержение Каббалы и Корана (Schwartz, 2008, 129-146; Schmutz, 2019).

Однако, вероятно, наиболее популярным сюжетом, связанным с Карамуэлем является теория пробабилизма, именно поэтому она была выбрана как наиболее заслуживающая внимания для рассказа о нем как философе. Карамуэль известен своим лаксизмом, однако перед обсуждением его этических позиций стоит обратиться к его онтологии, т.к. первая является следствием второй.
В своем проекте фундаментальной моральной теологии Карамуэль, придерживаясь общего для схоластики XVII века тренда на морализацию различных категорий — модальностей, достоверности, знания и т.д., развивает понятие морального сущего. Морально сущее, строго говоря, не обладает реальным бытием, т.е. не является физической вещью, но, в то же время, не является и чистым продуктом человеческого мышления. Моральное сущее скорее составляет некоторое смысловое наполнение, которым обладает вещь, вкладываемое в него и поддерживаемое в нем сообществом людей. Так, в убийстве греховным является не факт отрубания головы или отравления (которое может безгрешно совершать палач), но смысловое содержание убийства (Morin, 1661, 143). Примерами морального сущего являются законы и права владения, служебные полномочия, властные прерогативы короля, права господства и обязанности рабствования, брак, установление стоимости монеты и т.д. (Вдовина, 2008, 132). Карамуэль приводит пример приемного сына — приемный сын не является настоящим, т.е. реальным сыном для своего отца, но является в некотором смысле “моральным”. Основной принцип при работе с моральным сущем, приводимый Карамуэлем в контексте этого примера — о моральном нужно философствовать морально, так же как о реальном — реально (Caramuel, 1653, 106).

Смешивания двух этих регионов бытия приводит к различным трудностям и парадоксам. Так, например, убийство четырех людей одним выстрелом является одним моральным актом, но четырьмя физическими. Другими примерами такого рода являются например, прелюбодеяние с мужчиной или монашкой, или кража лекарств больного человека. Вопрос Карамуэля — как в таком случае мы должны расценивать грех, является ли это одним проступком или несколькими? Вывод Карамуэля в чем-то схож с гильотиной Юма: мы не можем судить о моральных аспектах событий, исходя из их физических аспектов. Карамуэль выстраивает онтологию моральных вещей, смежную с физической онтологии, однако, в рамках которых некоторая моральная вещь может являться несколькими физическими и vice versa (Schmutz, 2008, 53-58).

Если моральные качества событий не выводимы из их физического сущего, то логичным вопросом является — откуда? Карамуэль считает, что моральные качества определяются законом, который порицает его (Armogathe, 2008, 121-122). Таким образом, мы можем говорить о том, что что-то является плохим юридически, если оно противоречит законам или плохим теологически, если оно противоречит воле Бога, но не о плохим per se.

Эти прогрессивные идеи Карамуэля, которые будут заново открыты более поздними философами, и являлись основой для скандала лаксизма, в котором он был обвинен, и который был так яростно раскритикован Паскалем в “Письмах к провинциалу”.

Карамуэль и канон

Ответить на вопрос “почему Карамуэль не вошел в канон?”, действительно, достаточно сложно. Безусловно, мы можем выделить ряд критериев, по которым какой-либо автор вносится в канон, как, например, влиятельность при жизни, знакомство с известными авторами и цитируемость ими, участие в важных философских проектах, разработке важных философских теорий или движений, публикуемость и количество работ, оригинальность идей или, наоборот, полное соответствие с zeitgeist, и т.д. Пример Карамуэля как раз доказывает тот факт, что ни один из этих критериев не является необходимым или достаточным для причисления автора к канону (так же как и все критерии в совокупности), т.к. в той или иной мере, как должно было стать очевидным по его биографии, Карамуэль вполне соответствовал почти каждому из них в разных моментах своего творчества. Так, Карамуэль был одним из крайне популярных авторов своего времени, благодаря участию в споре о благодати и разносторонности его публикаций, которые подарили ему известность в самых разных кругах. Карамуэля можно, с одной стороны, охарактеризовать как автора “мейнстримного”, в силу того, что он работал в поле популярных и конъюнктурных идей — моральная теология, пробабилизм, и т.д.; но с другой стороны, он был в философском авангарде и разрабатывал оригинальные для XVII века проблематики — начиная с математической теории вероятности и заканчивая моральными модальностями. Новаторство и оригинальность Карамуэля даже заставляет современных исследователей задаваться вопросами о том, являются ли открытия Лейбница (Ares, Lara, Lizcano, Martinez, 2018, 173-188) или Юма (Schmutz, 2008, 45-70) — всего лишь плагиатом его работ. О количестве же его работ, многогранности интересов и знакомствах с влиятельными личностями было достаточно сказано в разделе, посвященном его биографии.
В силу этих причин, ответить на вопрос “почему Карамуэль может войти в канон?” — значительно проще. В целом, он может быть выражен в емкой формулировке Якоба Шмутца: “работа Карамуэля сама по себе является истинным резюме схоластических споров 17-го века” (Schmutz, 2019).
Стоит отметить, однако, что Карамуэля нельзя назвать полностью забытым автором — начиная с 1970-ых публикации, посвященные ему, выходят с относительной периодичностью. В последнее время можно наблюдать возрастание интереса к работам философа — в 2007 году вышло подробное исследование Джулии Флеминг “Defending Probabilism. The Moral Theology of Juan Caramuel” (Fleming, 2007), а за ней последовал 400-страничный сборник статей “Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath” (Dvorak, Schmutz, 2008) под редактурой Петра Дворака и Якоба Шмутца, являющегося одним из наиболее значимых и продуктивных исследователей посттриденской схоластики в нашей время. Возможно, благодаря тому, что в настоящее время значительная часть библиографии Карамуэля оцифрована и довольно просто находится в интернете, интерес к творчеству философа возрастет и его вхождение в канон, если не первого, то второго порядка, станет более реалистичным.

Список используемой литературы

1. Корзо М. А. О полемике янсенистов и иезуитов о благодати и свободе воли // Этическая мысль. 2001. – № 2. С. 118-131.
2. Блез Паскаль Письма к провинциалу. Киев: Port-Royal, 1997.
3. Вдовина Г. В. «Моральное бытие» и лингвистические знаки в постсредневековой схоластике // Вопросы философии. 2008. – № 12.
4. Ares J., Lara J., Lizcano D., Martinez M. A. Who Discovered the Binary System and Arithmetic? Did Leibniz Plagiarize Caramuel? // Sci. Eng. Ethics. 2018. – №24. P. 173-188.
5. Armogathe, J.-R. Caramuel, a Cistercian Casuist // Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008. P. 117-127.
6. Barrande-Azam A.-M. «Haec quo magis publica, eo magis sunt infallibili»: la validité des preuves historiques dansle Philippus Prudens et la Pax licita de Caramuel // Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008. P. 185-199.
7. Buján C. P. La Architectura civil recta y obliqua de Juan Caramuel de Lobkowitz en el contexto de la Teoría de la Arquitectura del siglo XVII. Tesis doctoral, Universidad de Santiago de Compostela, 2007.
8. Caramuel Lobkowitz J. Theologia moralis fundamentalis liber primus. – Lugduni : Ex Officina Anissoniana, 1676.
9. Caramuel Lobkowitz J. Theologia moralis fundamentalis pars altera. – Francofurti : sumptibus Joannnis Gottofredi Schonwetteri, 1653.
10. Dvořák P. Relational Logic of Juan Caramuel // Gabbay D. M., Woods J. (eds.). Mediaeval and Renaissance Logic. – Amsterdam : North Holland, 2008. P. 645-666.
11. Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008.
12. Fleming J. A. Defending Probabilism. The Moral Theology of Juan Caramuel. – Washington, D.C. : Georgetown University Press, 2007.
13. Fleming J. A. Distinctions Without Practical Effect: Caramuel’s Apologema and Dialexis de Non-certitudine on the Standard Classifications for Probable Opinions // Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008. P. 87-97.
14. Lorenzo, M. D. Vigevano ed i suoi vescovi. – Mortara : A. Cortellezzi, 1893.
15. Morin J. B. Astrologia Gallica principiis et rationi. Hagae comitis: ex typographia Adriani Vlacq, 1661.
16. Navarro M. E. The Narrative of the Architectural Orders in the TreatiseArquitectura civil recta y oblicua by Juan Caramuel // Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008. P. 257-272.
17. Schmutz J. Caramuel Lobkowitz, Juan [Электронный ресурс] // Scholasticon. 2019. Режим доступа : https://scholasticon.msh-lse.fr/Database/Scholastiques_fr.php?ID=316 (дата обращения 15.06.2022).
18. Schmutz J. Caramuel on Naturalistic Fallacy // Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008. P. 45-70.
19. Schwartz Y. “On Rabbinic Atheism”: Caramuel’s Critique of Cabala // Dvorak P., Schmutz J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008. P. 129-146.

Библиография Карамуэля

Оригинальные работы и прижизненные публикации:
1. Caramuel J. de. Anitius Manlius Torquatus Severinus Boetius. Pragae: Ex Typographia Georgii Schyparz, 1648.
2. Caramuel J. de. Apologema pro antiquissima doctrina de probabilitate, contra novam, singularem, improbabilemque D. Prosperi Fagnani opinationem. Lugduni: Sumptibus Laurentii Anisson, 1663.
3. Caramuel J. de. Apparatus Philosophicus. Colonia: Sumptibus Joannis Arnoldi Cholini, 1665.
4. Caramuel J. de. Architectura civil, recta y obliqua. Vegeven: Emprenta Obispal, por Camillo Corrado, 1678.
5. Caramuel J. de. Bernardus Petrum Abailardum eiusque potentissimos sectarios Triumphans. Lovanii: Typis Everardi de Witte, 1644.
6. Caramuel J. de. Brevissimum totius Cabalae Specimen. Bruxellae: Typis Joann. Mommartii, 1643.
7. Caramuel J. de. Coelestes Metamorphoses, sive circulares Planetarum Theoricae, in alias formas transfiguratae. Bruxellae, 1639.
8. Caramuel J. de. Conceptus Evangelici. apud Sanctum Angelum della Fratta: Ex typographia episcopali Satrianensi, 1665.
9. Caramuel J. de. Critica Philosophica. Artium Scholasticorum cursum exhibens. Viglevani: Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam, 1681.
10. Caramuel J. de. De DD. Cisterciensum et aliorum omnium Benedictorum respectu DD. Aroascensium et reliquorum canonicorum regularium praecedentia libra. Lovanii: Typis Andree Bouvetii, 1644.
11. Caramuel J. de. De Ecclesiae Romae Hierarchia libri decem. Pragae: Urbanus Balthasar Goliasch, 1653.
12. Caramuel J. de. Declaración mystica de las Armas de España, invictamente belicosa, Bruselas: En casa de Lucas Meerbeque, 1636.
13. Caramuel J. de. Dominicus, hoc est, venerabilis P. Dominici a Jesu-Maria, Parthenii ordinis Carmelit. Excalceat. generalis, virtutes, labores, prodigia, ecstases, et revelations. – Viennae : Apud Matthaeum Cosmerovium, 1655.
14. Caramuel J. de. Encyclopedia concinatoria orthographiam, grammaticam, rhetoricam, arithmeticam… dilucidans. – Pragae : Typis Academicis et Schyparzianis, 1652.
15. Caramuel J. de. Ferdinandus tertius, sive Sanctae Crucis Musicae errorem totius orbis terrarum corrigentis novi canones. – Viennae : Matthaeus Cosmerovius, 1647.
16. Caramuel J. de. Haplotes de restrictionibus mentalibus disputans. – Lugduni : Sumptibus Laurentii Anisson, 1672.
17. Caramuel J. de. In D. Benedecti Regulam commentarius. – Brugis : Apud Nic. Breyghelium, 1640.
18. Caramuel J. de. Ioannes Bargantinus Lusitaniae illegitimus Rex Demonstratus. – Lovanii : Typis Everardi de Witte, 1642.
19. Caramuel J. de. Leptoptatos latine subtilissimus Dialectum Metaphysicam brevissimam, facillimam, et significantissimam exhibet. – Viglevani : Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam, 1681.
20. Caramuel J. de. Maria liber. – Pragae : Typis Schyparzianis, 1652.
21. Caramuel J. de. Mathesis architectonica. – Viglevani, 1681.
22. Caramuel J. de. Mathesis audax rationalem, naturalem, supernaturalem, divinamque sapientiam arithmeticis, geometricis, catoptricis, staticis, dioptricis, astronomicis, musicis, chronicis, et architectonicis fundamentis substruens exponensque. – Lovanii : Apud A. Bouvet, 1642.
23. Caramuel J. de. Mathesis biceps. – Lugduni : Sumptibus Laurentii Anisson, 1667.
24. Caramuel J. de. Mathesis nova. – Campagniae : Ex Officina Episcopali apud Sebastianum Aleccia, 1670.
25. Caramuel J. de. Moralis seu Politica Logica. – Viglevani : Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam 1680.
26. Caramuel J. de. Novem Stellæ circa Iovem. – Lovanii : Typis Andree Bouvetii 1643.
27. Caramuel J. de. Pandoxion physico-ethicum. – Campagnaiae : Ex Typographia Episcopali, 1668.
28. Caramuel J. de. Perpendiculorum inconstantia ab A. Calignono excogitata, a P. Gassendi bona fide tradita, et pulchro commentario exornata, examinata et falsa reperta. – Lovanii : Typis Andreae Bouvetii, 1643.
29. Caramuel J. de. Philippus Prudens Caroli V. Imperatoris filius, Lusitaniae, Algarbiae, Indiae, Brasiliae legitimus rex demonstratus. – Antverpiae : Ex Officina plantiniana Balthasaris Moreti, 1639.
30. Caramuel J. de. Primus Calamus. – Romae : Fabius Falconius, 1663.
31. Caramuel J. de. Psalterio en que un gran Príncipe Lusitano descubriendo soberanías de Espíritu con elocuencia devotissima y contrición conceptuosa, confiesa a Dios sus culpas, y pide perdón de sus pecados, decima impresión. – Bruselas : por Lucas de Meerbeque, 1654.
32. Caramuel J. de. Rationalis et realis philosophiæ. – Lovanii : Typis Everardi de Witte, 1642.
33. Caramuel J. de. Respuesta al Manifiesto del Rey de Portugal. – Antverpiae : en la officina Plantiniana de Balthasar Moreto, 1641.
34. Caramuel J. de. Sacrae Romani Imperii Pax licita demonstrata. – Francofurti : Apud Joann. Godofridum Schönwetter 1648.
35. Caramuel J. de. Satrianensium nec-non Campaniensium episcopi. Theologia Præterintentionalis. – Lugduni : Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, Petri Borde, & Guillelmi Barbier, 1664.
36. Caramuel J. de. Severa argumentandi methodus, Correctorum incuriâ in Rationali Philosophiâ omissa, nunc in Academicorum gratiam a D. Ferdinando Nipho, Magni Augustini Niphi Philosophi / Medicaei Pronepote publicata. – Duaci : Typis Ioannis Serrurier sub signo Salamandrae, 1644.
37. Caramuel J. de. Solis et artis adulteria. – Lovanii : Typis Andree Bouvetii, 1644.
38. Caramuel J. de. Steganographiae, nec non Claviculae Salomonis Germani, Joannis Trithemii, genuina, facilis dilucidaque declaratio. – Coloniae Aggripinae : Typis Egmondanis, 1635.
39. Caramuel J. de. Sublimium ingeniorum crux. – Lovanii : apud Petrum vander Heyden, 1644.
40. Caramuel J. de. Theologia moralis ad prima eaque clarissima principia reducta. – Lovanii : Typis ac sumptibus Petri Zangerii, 1645.
41. Caramuel J. de. Theologia Fundamentalis:
41.1. Caramuel J. de. Theologia Moralis, Fundamentalis, Praeterintentionalis, Decalogica, Sacramentalis, Canonica, Regularis, Civilis, Militaris. – Francofurti : Sumptibus Ioan-Godofredi Schonwetteri, 1652.
41.2. Caramuel J. de. Theologia moralis fundamentalis. Tomus secundus. De Decalodo, Sacramentis, et Sacramentalinus. – Romae : Apud Vitalem Mascardum, 1656.
41.3. Caramuel J. de. Theologia intentionalis. De reali, morali et virtuali; divino, angelico et humano proprietatis et iurisdictionis dominio… Est theologiae fundamentalis tomus III. – Lugduni : Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, 1664.
41.4. Caramuel J. de. Theologia praeterintentionalis. De Effectibus, qui licčt certň futuri praenoscantur, nihilomnius praeter aut etiam contra voluntatem evenire, adeóque Homini (veriůs patienti, / quŕm agenti) non posse imputari dicuntur… Est theologiae fundamentalis tomus IV. – Lugduni : Sumptibus Philippi Borde, Laurentii Arnaud, Petri Borde et Guillelmi Barbier, 1664.
41.5. Caramuel J. de. Theologia moralis fundamentalis, quattor libris Comprehensa:
41.5.1. Caramuel J. de. Theologia moralis fundamentalis Liber Primus, de principiis moralibus. – Lugduni : Ex Officina Anissoniana, 1676.
41.5.2. Caramuel J. de. Theologia moralis fundamentalis Liber Secundus, de triplici iure. – Lugduni : Ex Officina Anissoniana, 1675.
41.5.3. Caramuel J. de. Theologia moralis fundamentalis Liber Tertius, de sacramentis. – Lugduni : Ex Officina Anissoniana, 1675.
41.5.4. Caramuel J. de. Theologia moralis fundamentalis, Qui est Dialexis Liber Quartus, de non-certitudine. – Lugduni : Ex Officina Anissoniana, 1675.
42. Caramuel J. de. Theologia rationalis:
42.1. Caramuel J. de. Præcursor Logicus complectens Grammaticam Audacem. – Francofurti : Sumptibus Joann. Godofredi Schonwetteri, 1654.
42.2. Caramuel J. de. Logica vocalis, scripta, mentalis et obliqua, 1680.
42.3. Caramuel J. de. Metalogica, disputationes de logicae essentia, proprietatibus et operationibus continens. – Francofurti : Sumptibus Joann. Godofredi Schonwetteri, 1654.
42.4. Caramuel J. de. Herculis Logici Labores Tres. – Francofurti : Sumptibus Joann. Godofredi Schonwetteri, 1655.
43. Caramuel J. de. Theologia Regularis, hoc est in SS. Basili, Augustini, Benedicti, Francisci etc. regulas commentarii. – Francofurti : Apud Theobaldum Schoenweter, 1646.
44. Caramuel J. de. Trismegistus Theologicus cuius Tomi tres: in quibus tres virtuales et morales maxime, quæ subcollant Restictionum doctrinam edisseruntur:
44.1. Caramuel J. de. Polymneia Latine multa canens seu dicens, opus eruditum et varium. De sensibilibus restrictionibus disputans. – Viglevani : Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam, 1679.
44.2. Caramuel J. de. Sigalion Latine Harpocrates silentii geniusde restrictionibus insensibilibus, quae à Taciturnitate desumuntur, dissertans. – Viglevani : Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam, 1679.
44.3. Caramuel J. de. Haplotes Latine sinceritas. De mentalibus restrictionibus disserens. – Viglevani : Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam, 1679.
44.4. Caramuel J. de. Crites latine Index, Arbiter. De usu sensibilium restrictionum in praxi. – Viglevani : Typis Episcopalibus apud Camillum Conradam, 1679.
Основные переиздания, критические издания и переводы:
1. Caramuel J. de. Laberintos. Edición de Víctor Infantes. – Madrid : Visor, 1981.
2. Caramuel J. de. Arquitectura civil recta y oblicua, 3 vols / Estudio preliminar de Antonio Bonet Correa. – Madrid : Turner, 1984.
3. Caramuel J. de. Filosofía de la Matemática / Estudio preliminar y traducción de Juan Velarde Lombraña. – Barcelona : Alta Fulla, 1989.
4. Caramuel J. de. Gramática audaz / Traducción de Pedro Arias, estudio preliminar de Lorenzo Velázquez. – Pamplona : EUNSA, 2000.
5. Caramuel J. de. Syntagma de Arte Typografica / Edición, traducción y glosa de Pablo Andrés Escapa. – Salamanca : Instituto de Historia del Libro y de la Lectura, 2004.
6. Caramuel J. de. Leptotatos. Metalogica / Edición de Lorenzo Velázquez. – Pamplona : EUNSA, 2008.
7. Caramuel J. de. Quirología, Sobre el modo de hablar de las manos / Traducción y notas de Julián Velarde Lombraña. – Madrid : Biblioteca Nueva, 2008.
8. Caramuel J. de. Præcursor Logicus complectens Grammaticam Audacem. – Stuttgart : Frommann-Holzborg, 1989.
9. Caramuel J. de. On Rabbinic Atheism / Translated from the Latin with Introduction by Marcel-Jacques Dubois, Avital Wohlman, Yossef Schwartz. – Jerusalem : The Hebrew University Magnes Press, 2005.
Основные работы, посвященные автору:
1. Ares J., Lara J., Lizcano D., Martínez M. A. Who Discovered the Binary System and Arithmetic? Did Leibniz Plagiarize Caramuel? // Sci Eng Ethics. 2018. – Vol. 24. №1. P.173-188.
2. Bellazi P. Juan Caramuel. – Vigevano : Editrice Opera Diocesana — Buona Stampa, 1982.
3. Bianchi D. Un vescovo di Vivegano. Caramuel fanatico enigmista. Bolletino della Società Pavese di Storia Patria, 1985.
4. Borrego Hernandez, N. La lógica oblicua de Juan Caramuel // Theoria. Revista de Teoría, Historia y Fundamentos de la Ciencia. 1992. – Vol. 7. №16-18. P. 297–325.
5. Corrado D. Modelli scientifici e filosofici nella Sicilia spagnola. – Napoli : Guida, 1984.
6. Dvorak P. John Caramuel and the Possible Worlds Theory // Acta Comeniana. 2000. – Vol. 38. №14. P. 87-97.
7. Dvorak P. The Logic and Semantics of Modal Propositions in Juan Caramuel // Acta Comeniana. 2005. – Vol. 43. №19. P. 105-115.
8. Dvorak P. Jan Caramuel z Lobkovic: Vybrané aspekty formální a aplikované logiky. – Prague : Oikumene, 2006.
9. Dvorak P., Schmutz, J. (eds). Juan Caramuel Lobkowitz: The Last Scholastic Polymath. – Prague : Filosofia, 2008.
10. Fleming J. A. Defending Probabilism. The Moral Theology of Juan Caramuel. – Washington, D.C. : Georgetown University Press, 2007.
11. Garma S. Aportaciones de Juan Caramuel al nacimiento de la matemática moderna. – Valencia : Universidad de Valencia, 1978.
12. Golub I. Juraj križanić’s “Asserta Musicalia” in Caramuel’s Newly Discovered Autograph of “Musica” // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. 1978. – Vol. 9. №1. P. 219–278.
13. Hernández Nieto, H. Las ideas literarias de Caramuel. – Barcelona : PPU, 1992.
14. Ineichen R. Juan Caramuels Behandlung der Würfelspiele und des Zahlenlottos // NTM Zeitschrift für Geschichte der Wissenschaften, Technik und Medizin. 1999. – Vol. 7. №1. P. 21-30.
15. Knebel S. K. Wille, Würfel und Wahrscheinlichkeit: Das System der moralischen Notwendigkeit in der Jesuitenscholastik 1550–1700. – Hamburg : Felix Meiner, 2000.
16. Novotny D. Ens rationis from Suarez to Caramuel: A Study in Scholasticism of the Baroque Era. – New York : Fordham University Press, 2013.
17. Pastine D. Caramuel contro Descartes: Obiezione inedite alle Meditazioni // Rivista Critica di Storia della Filosofia. 1972. – Vol. 27. № 2. P. 177-221.
18. Pavesi F. Caramuel e la Cultura Enciclopedica: Mostra di Manoscritti. – Vigevano : Tipografia Nazionale, 1982.
19. Pavone M. Il contributo di J. Caramuel Lobkowitz alla riscoperta dell’opera filosofica e scientifica di G. B. Hodierna, astronomo dei primi Gattopardi. – Pagine dal Sud : Rivista di cultura e politica, 1985.
20. Pissavino P. Le meraviglie del probabile. Juan Caramuel (1606–1682). Atti del convegno internazionale di studi. – Vigevano : Comune di Vigevano, 1990.
21. Schmutz J. Juan Caramuel on the Year 2000: Time and Possible Worlds in Early-Modern Scholasticism // Porro, P. (ed.). The Medieval Concept of Time. The Scholastic Debate and Its Reception in Early-Modern Philosophy. – Leiden, Boston. Köln : Brill, 2001. P. 399-434.
22. Serrai A. Phoenix Europæ: Juan Caramuel y Lobkowitz in prospettiva bibliografica. – Milan : Edizioni Sylvestre Bonnard, 2005.
23. Velarde Lombrana J. “Introducción” a la Quirología de Caramuel. – Madrid : Biblioteca Nueva, 2008.
24. Velarde Lombrana J. Juan Caramuel. Vida y obra. – Oviedo : Pentalfa Ediciones, 1989.