Мерси Отис Уоррен (1728-1814)

Текст: Мария Воробьева

Философия американского Просвещения, несмотря на то, что она носит основополагающий для Штатов характер, не очень хорошо исследована. Есть ряд описательных трудов: «Американское Просвещение 1750-1820» Роберта Фергюсона и «Республиканизм и либерализм в американской конституционной мысли», а также «Трансформация американского права» Мортона Хорвица — но не существует никакой устоявшейся традиции, связанной с конкретными именами. К представителям американского Просвещения относят как отцов-основателей, так и всех тех, кто просто вёл активную социально-политическую деятельность в последней четверти XVIII века. 

И так как канон американского Просвещения только формируется, каждое исследование на эту тему понемногу влияют на традицию. Поэтому включение женских фигур особенно важно на фоне европейского канона, где превалируют белые мужчины. К тому же, нет совершенно никаких причин не включать в канон, например, Мерси Отис Уоррен. Это доказывает и её биография, и её философские труды. 


Биография

John Singleton Copley (1737—1815). Marcy Otis Warren. The Museum of Fine Arts, Boston, MA

Мерси Отис Уоррен родилась 25 сентября 1728 года в Барнстейбле, Массачусетс, в семье Джеймса и Мери Отис. Все биографы отдельной строкой прописывают происхождение родителей Мерси: её мать проследила свою генеалогию до пилигримов с “Мэйфлауэра”, а предки её отца прибыли в Америку из Норфолка: “на том же корабле вместе с преподобным Петером Хобартом, искавшим «со своим стадом» религиозной свободы”[Короткова 2004]. 

Её отец, Джеймс, в своё время не получил систематического образования, а поэтому стремился дать его своим детям (как и отцы Франклина и Джефферсона). Причем Отис-старший считал, что образования достойны и сыновья, и дочери: “похоже, он не разделял возражений своего времени против женского образования” [Jacobs 2020] (т.е. разделял взгляды Франклина и Раша). Мерси ознакомилась с античной историей, читала сочинения Шекспира, Филдинга, Дефо, Поупа, Милтона, Драйдена и Локка. Девушка посещала те же уроки, которые вели для её братьев превосходные репетиторы и с раннего возраста она имела привычку конспектировать прочитанное в стихах. Свои чтения Мерси всегда обсуждала с братом Джеймсом, их интеллектуальная и эмоциональная связь вообще была очень сильна. 

В 1754 г. Мерси вышла за Джеймса Уоррена, однокурсника брата. Джеймс Уоррен был человеком прогрессивным и разумным, вместе с Мерси они не только воспитывали детей и вели хозяйство, но и принимали интересных гостей, думали, говорили и писали о политике: “Их часто посещали многочисленные друзья и родственники, среди которых самыми желанными были Джон и Абигайль Адамсы. Мерси очень подружилась с Абигайль — у них было множество тем для бесед: литература, философия, политика, семейные отношения, образование, в том числе женское, воспитание детей. С начала 60-х годов Мерси оказалась в гуще политических событий. Джеймс Отис-младший, его друг Самюэль Адамс , Джеймс Уоррен, Элбридж Джерри, Джон Адамс составляли «каминное сообщество», часто собиравшееся в доме Уорренов” [Короткова 2004]. Идейным вдохновителем общества был именно Джеймс Отис-младший, который выступал за независимость от Англии [Jacobs 2020]. Мерси принимала во всех обсуждениях непосредственное участие, к её мнению часто прислушивались. Где-то в начале семидесятых Мерси Уоррен также начинает активную переписку со многими выдающимися политическими мыслителями. По словам исследователей, она не “писала просто заметки. Вместо этого она, казалось, воображала, что история оглядывается через ее плечо, побуждая ее говорить как со своими корреспондентами, так и с потомками. В течение 45 лет, вплоть до своей смерти в 1814 году, уроженка Массачусетса восхваляла, воспитывала, проповедовала, молилась, бушевала и плакала в своих письмах” [Jacobs 2020]. Такая биография характерна для первых образованных людей на территории северных и среднеатлантических колоний Англии: Франклин, Джефферсон, Раш, Отис Уоррен первые в поколении получили качественное образование, о чем уже было сказано, и своими поступками, своей социально-политической жизнью и своими трудами заложили основу общества, которое приняло сначала идеи Просвещения, а потом Декларацию независимости.

В 1769 г. произошло важнейшее событие в личной и интеллектуальной жизни Мерси. Её брата, Джеймса, избили лоялистские офицеры, и из-за полученной травмы головы он сошёл с ума [Jacobs 2020]. Тогда она решила заменить его на литературном поприще (Причём ряд авторов (Короткова) указывают, что это было личное решение, а ряд — что принятое на семейном совете, совместное, Джеймса и Мерси Уорренов (Якобс). Если до 1769 г. Джеймс писал публикуемые памфлеты, а Мерси — стихотворения о прочитанных работах, то с этих пор она начинает писать пьесы с остро политическим и социальным содержанием. Она выбирает форму пьесы, потому что, как она сама признаётся в письме к Абигейл Адамс, сатира и насмешка сильнее любого нравоучения: “Я думаю, что Мольер, так мастерски выставивший глупость и пороки людей на осмеяние, имеет больше шансов исправить человечество, чем самые серьезные моральные наставления” [Короткова 2004]. В 1772 г. вышла первая пьеса Мерси — “Адюльтер”. Затем “Крушение”, “Группа. Фарс, недавно сыгранный”, «Болваны, или Перепуганные офицеры. Фарс», «Пестрая ассамблея: Фарс. Для развлекательного представления». “Всего она написала шесть пьес, опубликованных в период с 1772 по 1779 год. Это был замечательный подвиг для женщины, которая, хотя и читала пьесы Мольера и Уильяма Шекспира, никогда не видела пьес в действительности” [Jacobs 2020]. В 1774 г. вышло самое известное, наверное, стихотворение Уоррен: “Ссора морских нимф” о Бостонском чаепитии, в котором сочлись как поэтические дарования Мерси, так и её вовлеченность в политическую ситуацию и её сатира. После войны Мерси написала две трагедии: «Дамы Кастилии» и «Разорение Рима», в конце восьмидесятых: “Размышление колумбийского патриота о новой Конституции, Федеральном и местных конвентах: Так проходит слава Америки (Sic transit gloria Americana)”. Тут важно заметить, что специфика американского Просвещения такова, что эти художественные произведения Отис Уоррен являются и её философским наследием. Молодые американские мыслители не были расположены к написанию длинных философских трактатов: они излагали свои мысли в виде пьес и стихов, коротких прозаических произведений. Об этом на примере Чарльза Брокдена Брауна пишет Роберт Фергюсон: «его романы затрагивают вражду между федералистами и республиканцами так же ясно, как и любая политическая брошюра на рубеже веков” [Ferguson 1997]. 

“В 1781 г. супруги Уоррен купили дом бывшего губернатора Т. Хатчинсона — Милтон-хилл, где прожили следующие десять лет” [Короткова 2004]. В это время Мерси в основном была занята перепиской с многочисленными друзьями и соратниками. В это же время для американской политической философии и культуры наступает период расцвета, потому что в эту активную переписку включены те же люди, которые создали государство: Отис Уоррен и Абигейл Адамс, Джефферсон и Джон Адамс, Джефферсон и Керчеваль… Становится понятно, что не всё в свершившемся просвещенческом проекте хорошо продумано и выполнимо. Поэтому Мерси приходит к осознанию необходимости написания большого исторического труда о борьбе Америки за независимость. Она закончила ее в возрасте 77 лет, написав три тома «Истории подъема, развития и завершения Американской революции»: “Первые два тома были написаны в течение 80-х годов, большая часть третьего тома после 1800 года, поэтому он включает 10-летний послевоенный период. Из печати книга вышла в 1805 году тиражом 1500 экземпляров” [Короткова 2004].

Мерси Отис Уоррен умерла в октябре 1814, в возрасте 86 лет. Она похоронена в Старом Могильномхолме, Плимуте, Массачусетс.

Философия Мерси Отис Уоррен

У Отис Уоррен, как и у большинства американских просветителей, нет исключительно философского трактата. Все её мысли — в пьесах, стихотворениях и, конечно, в её «Истории взлета, прогресса и прекращения американской революции». Наибольшее количество идей содержится именно в последней книге. В ней Мерси следует идеям естественного права и справедливости требований американских колонистов, но, важный момент, «История…» пишется уже после окончания войны за независимость и после первых разочарований Просвещением. Уоррен невероятно точно это подмечает: «Многие, кто первыми выступили в защиту прав человеческой природы, забыты, а причины, приведшие тринадцать колоний в замешательство и кровопролитие, почти неизвестны, на фоне яростного накопления и стремления к дорогостоящим удовольствиям, которые с тех пор преобладали <…>. Роскошь, спутник молодого приобретенного богатства, обычно является следствием противостояния или тесной связи с богатыми коммерческими государствами. Таким образом, спешка духов, которые всегда сопровождают нетерпеливую погоню за удачей и страсть к великолепным наслаждениям, ведет к забывчивости; и поэтому жители Америки перестают с должной благодарностью и уважением оглядываться назад на силу духа и добродетель своих предков, которые, преодолев почти непреодолимые трудности, поместили их в счастливую обстановку».

Кроме того, в «Истории…» прослеживается влияние Гоббса — в одном эпизоде совершенно ясное, когда Уоррен пытается оспорить природу человека и говорит, что, быть может, человек склонен быть скорее учтивым (courtesy), чем жестоким (cruelty). А во второй раз, когда говорит о том, какие формы принимают человеческие объединения (например, первых поселенцев): она пишет, что люди принимают завет (covenant) заботиться друг о друге.

 «Историю…» Уоррен выделяет неожиданная проницательность: «Возможно, верно, что везде, где поощряется рабство, среди свободных жителей есть очень высокие идеи свободы; [и рабство существует] не столько из чувства общих прав человека, сколько из собственного чувства превосходства». Мерси Отис Уоррен признаёт заслуги войны за независимость, но критикует то, что американцы отступились от прежних идеалов. Не схожи взгляды Уоррен с просветителями и на индейцев: «Правда, что Массасойт, главный вождь севера, принял незнакомцев с той же мягкостью и гостеприимством, которые характеризовали поведение Монтесумы на юге, когда испанцы прибыли на его территории». Более того, женщина считает, что индейцев на жестокость спровоцировали американские чиновники: «С тем же духом [угнетения] и жестокой политикой, которыми руководствовался лорд Данмор, они вели переговоры с индейцами и поощряли восстания негров, пока вся гармония и уверенность не были полностью разрушены». Зато в этом Мерси последовательна: она идёт нога в ногу за философами вроде Руссо.

Несмотря на критику, которая звучит в «Истории…», Уоррен искренне любит Америку. Можно сказать, что она становится одной из первых, кто конструирует образ Америки, несущей свободу. Это есть в «Истории…»: «Возможно, история политической революции никогда не демонстрировала более общего энтузиазма в отношении дела свободы, чем та, которая в течение нескольких лет пронизывала все слои Америки…», но наиболее заметно это по стихотворению «Политическая мечта»: «На плодородных равнинах Колумбии, // Где свобода, счастливая богиня, царит. // Никакой деспот здесь не будет править с ужасной властью, // Никакие сироты не станут добычей миньона». 

Отличается ли философия Уоррен от, например, философии Франклина? Я бы не сказала. Они оба получили образование в первом поколении, имеют тесные связи с религиозными противоречиями, царившими в Америке в восемнадцатом веке (Мерси об этом подробно пишет в «Истории…»). Кроме того, Уоррен была включена в социально-политическую жизнь Америки: дружила и переписывалась с Адамсами, например, а через них была знакома со взглядами Джефферсона. Собственных интеллектуальных сил ей хватало, чтобы публиковать крайне актуальные памфлеты и пьесы. Её произведения уважали, а сама она открыто выступала за уравнивание прав женщин и мужчин. В условиях, когда официального канона не существует, формирование такового с учётом включения в него Мерси Отис Уоррен было бы вполне логично и справедливо.

Библиография

Работы авторки и переводы:

1. Adams, Charles F., ed. Correspondence Between John Adams and Mercy Warren. 1878. Reprint. New York: Arno Press, 1972. A reprinted edition of correspondence detailing the heated dispute between John Adams and Mercy Otis Warren.

2. Warren, Mercy Otis. History of the Rise, Progress, and Termination of the American Revolution: Interspersed with Biographical, Political, and Moral Observations. Edited by Lester H. Cohen. 2 vols. Indianapolis, Ind.: Liberty Fund, 1994. A reprinted edition, with annotations, of Warren’s history. Includes bibliographical references and an index.

3. Warren, Mercy Otis. History of the Rise, Progress, and Termination of the American Revolution: Interspersed With Biographical, Political and Moral Observations. Publisher : Andesite Press (August 19, 2017)

4. Warren, Mercy Otis. Poems dramatic and miscellaneous. Boston: I. Thomas and E.T. Andrews, 1790.

5. Warren, Mercy Otis. Selected letters. Mercy Otis Warren, edited by Jeffrey H. Richards, and Sharon M. Harris, University of Georgia Press, 2009.

Официальный перевод на русский не был осуществлён. Есть ряд любительских переводов, размещенных, например, на самиздате. Пьесы не были изданы отдельным томом, существуют только разрозненные издания самых разных годов.

Исследовательская литература: 

1. Anthony, Katherine. First Lady of the Revolution: The Life of Mercy Otis Warren. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1958. A well-written biography and literary appreciation of Warren.

2. Blundell, John. Ladies for Liberty: Women Who Made a Difference in American History (2nd Edition). New York, NY, USA: Algora Publishing, 2013. ProQuest ebrary.

3. Botting, Eileen Hunt. «Women Writing War: Mercy Otis Warren and Hannah Mather Crocker on the American Revolution.» Massachusetts Historical Review 18 (2016): 88-118. 

4. Brown, Alice. Mercy Warren. New York: Charles Scribner’s Sons, 1903. A biography that focuses primarily on Warren’s plays and her history of the revolution.

5. Cohen, Lester H. «Mercy Otis Warren: the Politics of Language and the Aesthetics of Self.» American Quarterly 1983 35(5): 481–98. ISSN 0003-0678

6. Davies, Kate, «Revolutionary Correspondence: Reading Catharine Macaulay and Mercy Otis Warren,» Women’s Writing: the Elizabethan to Victorian Period. 2006 13:1, 73–97.

7. Davies, Kate. Catharine Macaulay and Mercy Otis Warren: The Revolutionary Atlantic and the Politics of Gender. Oxford: Oxford University Press, 2005.

8. Ellis, Joseph J. The Passionate Sage: The Character and Legacy of John Adams. Norton, 1993.

9. Franklin, Benjamin V. and Warren, Mercy Otis. The Plays and Poems of Mercy Otis Warren. Delmar, New York: Scholars’ Facsimiles & Reprints, 1980. Print.

10. Friedman, Lawrence J. and Shaffer, Arthur H. «Mercy Otis Warren and the Politics of Historical Nationalism.» New England Quarterly 1975 48(2): 194–215.

11. Fritz, Jean. Cast for a Revolution: Some American Friends and Enemies, 1728-1814. Boston: Houghton Mifflin, 1972. A study of the relations among the Warrens, Adamses, Otises, Hutchinsons, and Hancocks during and after the revolution.

12. Gelles, Edith B. «Bonds of Friendship: the Correspondence of Abigail Adams and Mercy Otis Warren» Proceedings of the Massachusetts Historical Society 1996 108: 35–71

13. Robert Jacobs, Salem Press Biographical Encyclopedia, 2020. Mercy Otis Warren. 

14. King, Martha J. «The “pen of the historian”: Mercy Otis Warren’s History of the American Revolution.» Princeton University Library Chronicle 72.2 (2011): 513-532. 

15. Lane, Larry M. and Lane, Judith J. «The Columbian Patriot: Mercy Otis Warren and the Constitution.» Women & Politics 1990 10(2): 17–32.

16. Oreovicz, Cheryl Z. «Mercy Otis Warren (1728–1814)» Legacy 1996 13(1): 54–64.

17. Philip Hicks. Portia and Marcia: Female Political Identity and the Historical Imagination, 1770-1800. The William and Mary Quarterly. Third Series, Vol. 62, No. 2 (Apr., 2005), pp. 265-294 (30 pages. Published By: Omohundro Institute of Early American History and Culture

18. Richards, Jeffrey H. Mercy Otis Warren. (Twayne’s United States Authors Series, no. 618.) Twayne, 1995. 195 pp.; reviewed in William and Mary Quarterly 1996 54(3): 659–61. Fulltext of review in Jstor

19. Schloesser, Pauline. White Women and Racial Patriarchy in the Early American Republic. New York: New York University Press, 2002. A feminist analysis of the revolution, focusing primarily on Warren and on Abigail Adams.

20. Shalev, Eran. «Mercy Otis Warren, the American Revolution and the Classical Imagination.» Transatlantica. Revue d’études américaines. American Studies Journal 2 (2015).

21. Stuart, Rubin, Nancy. The Muse of the Revolution: The Secret Pen of Mercy Otis Warren and the Founding of a Nation. Beacon Press, 2008.

22. Tarantello, Patricia F. «Insisting on Femininity: Mercy Otis Warren, Susanna Rowson, and Literary Self-Promotion.» Women’s Studies 46.3 (2017): 181–199.

23. Wood, Gordon S. «The Authorship of the Letters from the Federal Farmer» (in Notes and Documents). William and Mary Quarterly. 3rd Ser., Vol. 31, No. 2. (Apr., 1974), pp. 299–308.

24. Zagarri, Rosemarie. A Woman’s Dilemma: Mercy Otis Warren and the American Revolution. Harlan Davidson, 1995.

25. С. А. Короткова «Мерси Отис Уоррен — забытая героиня Американской революции» (Статья опубликована: Американский ежегодник, 2004 . М., Наука. 2006. С. 68 — 89)