Джамбаттиста Вико (1668 – 1744)

Текст: Олег Медведев

Биография

Джованни Баттиста Вико родился в Неаполе, 23 июня 1668 года в семье книготорговца и дочери каретного мастера. Получил формальное образование в местных гимназиях у наставников-иезуитов, а также в Неаполитанском университете, который он окончил в 1694 году как доктор гражданского и канонического права. Однако, как он сообщает в своей автобиографии (Vita di Giambattista Vico), Вико привык быть «сам себе учителем» после того, как в результате падения в возрасте 7 лет получил травму, что заставило обучаться на дому в течении трёх лет. Вико в мемуарах говорит, что «в результате этого несчастного случая он вырос с меланхоличным и раздражительным темпераментом, присущим людям изобретательным и глубоким». Вико уехал из Неаполя в 1686 году в Ватоллу, где, время от времени возвращаясь в свой родной город, оставался в течение следующих девяти лет наставником сыновей Доменико Рокки в замке Чиленто, где в библиотеке замка изучает труды Аристотеля, Платона и Августина. В 1695 году возвращается в Неаполь. В 1697 году ему удаётся получить должность профессора риторики в Неаполитанском университете. Четыре года спустя женился на Терезе Катерине Дестито, от которой у него было восемь детей. Из его выживших детей (трое из них умерли) его младший сын Дженнаро был любимцем и продолжил академическую карьеру; его дочь Лусия добилась успеха как певица и второстепенная поэтесса, и Игнацио, как известно, был разочарованием для отца. Об остальных (Анжела Тереза ​​и Филиппо) известно немногое. С 1699 по 1708 год Вико выступает с речами-посвящениями на академических собраниях, критикуя теоретические позиции так называемых новых учёных. Чтобы издать свой главный труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), Вико вынужден был продать фамильные реликвии, предварительно сократив рукопись втрое. Второе издание вышло в 1730 году, и третье — в 1744 году.

Вико не был богачом, однако и не бедствовал, а легенда о его бедности появилась в результате приукрашивания в автобиографии Вильярозы. В то же время, Вико действительно часто болел и потерпел неудачу в своем жизненном стремлении стать главой кафедры юриспруденции в Неаполитанском университете, вместо этого ему пришлось довольствоваться плохо оплачиваемой должностью профессора риторики. Он сохранял эту должность до 1741 года, а после её унаследовал его сын Дженнаро. Вико умер в Неаполе 22–23 января 1744 года в возрасте 75 лет.

Философия

Основная работа Вико – “Новая наука”, впервые изданная в 1725 году, позднее была дописана и переиздана автором пятью годами позже, а также переиздана еще четырнадцатью годами позднее – в 1744 году. Структура “Новой науки” неоднородна и сочетает в себе разные перспективы мышления. Работу начиняет совершенно разнородное содержание ­– от абстрактных философских рассуждений, до конкретных исторических исследований. Это затрудняет восприятие текста, однако, по мнению исследователей Вико такой подход плодотворен для верного вхождения в контекст его идей. 

Так, Вико с одной стороны рассматривает историю человека через призму провиденциализма. По его мнению, поведение человечества можно считать рациональным и целесообразным – на протяжении работы  Вико осмысляет цели и ценности человека. Для Вико также вполне оправдана власть аристократии, так как без неё не было бы образовано государство. Также Вико в этой работе смотрит на историю и с другой перспективы. Как пишет М. А. Киссель в одноименной изучаемому автору работе – его философия имеет и более глубокую перспективу. “Философия истории, согласно Вико, есть теоретическое осмысление практики исторического исследования, обоснование предмета исторического познания и самой возможности познания исторического прошлого. В этом отношении Вико действительно не имеет соперников в истории домарксистской мысли, здесь он выше даже Гегеля, в учении которого, безусловно, были предпосылки для создания теории исторического познания, но они остались неразвернутыми, и только в восьмидесятых годах прошлого столетия”. 

Провидение в истории

Хотя Вико убежден в присутствии Божественного промысла на протяжении истории человека, однако считает, что Бог влияет на события не лично, а через саму природу человека, в которого он её вложил. Согласно этой природе, для человека свойственно заботиться лишь о своей личной выгоде и пользе. Бог даёт человеку свободу воли, однако также наделяет способностью к гражданскому устройству, постепенному преодолению варварства и становлению гуманности. 

Мифы и древность

В работе Вико одним из первых рефлексирует над значением мифа для становления древних народов. По Вико, мышление древнего человека было “поэтическим”. Так, складывающиеся мифы объясняли историю человека через фантастические понятия, открывающие доступ к пониманию своего прошлого с помощью фантазии. По мнению Кисселя, по Вико мифология является основным продуктом архаического сознания, что делает мифы основным источником сведений о наиболее отдалённом прошлом человеческого рода. Также, этому источнику можно доверять, так как сокрытие истины – дело рефлексии развитого ума, что было вовсе несвойственно тому времени. Сам же Вико говорит: «Первые люди, как бы дети рода человеческого, неспособные образовать интеллигибельные родовые понятия вещей, естественно, были принуждены сочинять поэтические характеры, т. е. фантастические роды, или универсалии, чтобы сводить к ним, как к определенным Образцам или идеальным портретам, все отдельные виды, похожие каждый на свой род… Именно так Египтяне все свои открытия, полезные или необходимые для рода человеческого, являющиеся отдельными проявлениями Гражданской Мудрости, сводили к Родовому понятию Гражданской Мудрости, которую они себе представляли как Меркурия Трисмегиста: ведь они не могли абстрагировать интеллигибельный род «Гражданская Мудрость», а еще меньше — форму Гражданской Мудрости, которой были мудры эти Египтяне» (Новая наука 3, 76). По Вико, для наиболее корректных результатов изучения древних мифов следует учитывать способы порождения мифов древним сознанием, а также итоге более позднего времени, которые сбивают с толку учёных, которые не овладели так называемым новым критическим искусством. 

Нельзя не отметить работу одного из ключевых исследователей Вико среди наших соотечественников — Алексея Михайловича Соколова. В работе “Философия Дж. Вико и становление философского понимания традиции” он разбирает влияние Вико на развитие новых методов исследования исторического материала. На основе произведения Вико “Новая наука” Соколов анализирует, как Вико разделяет современное и древнее. “Для Вико — и в этом он безусловный новатор — миф не ложь или выдумка, это ключ не к окружающей природе, а к людям далекого прошлого, к формам функционирования их сознания. Миф — такая форма организации времени и пространства, которую единственно и могли знать первые люди. То, что мы сейчас считаем абсурдным, говорит лишь о нашем незнании прошлого” [Соколов, 2013]. Так, мы видим, что Вико является одним из первых историков, которые стали работать над проблемой мифа. Очевидно влияние работ Вико на одного из ключевых историков двадцатого века – Мирче Элиаде. В книге “Аспекты мифа” он развивает наработки неаполитанского учёного и поднимает проблему “живого мифа” – так историк называет сакральный рассказ, которые в прошлом являлись основополагающими для мировоззрения людей в большинстве культур мира.

Почему Вико?

Автобиография Vita di Giambattista Vico представляет особый интерес не только как источник понимания влияний на его интеллектуальное развитие, но и как один из старейших  примеров философской автобиографии. Вико написал работу в ответ на предложение итальянским ученым, опубликованное графом Джан Артико ди Порсия, написать свои биографии для вдохновения и поучения студентов. Ссылаясь на себя от третьего лица, Вико записывает ход своей жизни и влияние различных мыслителей, которые привели его к разработке ключевых концепций его зрелых работ. Вико сообщает о важности чтения Платона, Аристотеля, эллинов, шотландцев, Суареса и классических поэтов и прослеживает его растущий интерес к юриспруденции и латинскому языку. Согласно собственному рассказу Вико, его исследования привели к различию между идеями и языками. Первая, по его словам, «открывает новые исторические принципы географии и хронологии, две идеи истории и, следовательно, принципы универсальной истории, которых до сих пор не хватало» (Vita, 167), а вторая «открывает новые принципы поэзии. Как песни, так и стихи, и показывает, что они и они были рождены из одной и той же естественной необходимости во всех первых народах » (Vita, 168). Взятые вместе, они образуют центральную доктрину Новой Науки, а именно, что существует «философия и филология человеческого рода», которая производит «идеальную вечную историю, основанную на идее … провидения … [и ] пройден во времени всеми частными историями народов, каждая со своим подъемом, своим развитием, своим апогеем, своим упадком и своим падением »(Vita, 169).

Библиография

Работы автора и переводы:

  • Vico Giambattista. Bibliografia Viciana. ­– Ed. B.Croce. Neapol, 1904–1936. 
  • Vico Giambattista. De constanta jurispudentiae. – Neapol, 1721. 
  • Vico Giambattista. Opere, 6 vol. – Mil., 1836–37. 
  • Vico Giambattista. De universi juris principio et fine uno. ­– Neapol, 1720. 
  • Vico Giambattista. On Humanstic Education. – Ithaca: Cornell University Press, 1993.
  • Vico Giambattista. On The Heroic Mind: An Oration. – Atlantic Highlands, New Jersey: Humanities Press, 1979.
  • Vico Giambattista. On the Most Ancient Wisdom of the Italians Unearthed from the Origins of the Latin Language. ­– Ithaca: Cornell University Press, 1988.
  • Vico Giambattista. On the Study Methods of our Time. ­– Ithaca: Cornell University Press, 1990.
  • Vico Giambattista. Opera di G.B. Vico. 8 volumes in 11. – Roma, Bari: Laterza, 1911–41.
  •  Vico Giambattista. Opere. – Bari, 1914–41.
  • Vico Giambattista. The Art of Rhetoriс. – Amsterdam and Atlanta: Editions Rodopi B.V., 1984.
  • Vico Giambattista. The Autobiography of Giambattista Vico. – Ithaca: Cornell University Press, 1963.
  • Vico Giambattista. The First New Science. ­– Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  • Vico Giambattista. The New Science of Giambattista Vico. ­– Ithaca: Cornell, 1968.
  • Вико Джамбаттиста. Основания новой науки об общей природе наций. – М., Киев, 1994.

Монографии:

  • Black David. Vico and Moral Perception. – New York: Peter Lang, 1997.
  • Burke Peter. Vico. – New York: Oxford University Press, 1985.
  • Camponigri A. Robert. Time and Idea: The Theory of History in Giambattista Vico. –Chicago: Regnery, 1953.
  • Grassi Ernesto. Vico and Humanism: Essays on Vico, Heidegger, and Rhetoric. – New York: Peter Lang, 1990.
  • Marshall David L. Vico and the Transformation of Rhetoric in Early Modern Europe. – Princeton: Princeton University Press, 2010.
  • Mooney Michael. Vico in the Tradition of Rhetoric. – Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1985.
  • Naddeo Barbara Anne. Vico and Naples: The Urban Origins of Modern Social Theory. – Ithaca, New York: Cornell University Press, 2011.
  • Stone, Harold Samuel. Vico’s Cultural History: The Production and Transmission of Ideas in Naples. – Leiden: Brill Academic Publishers, 1997.

Статьи:

  • Barfield Raymond. Vico’s New Science // Chapter 6 in Barfield, The Ancient Quarrel Between Philosophy and Poetry. – Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
  • Bayer Thora Ilin. The Future of Vico Studies: Vico at the Millenium // New Vico Studies, 18, 2000 – 71–76.
  • Bayer Thora Ilin. Vico’s Pedagagy (1699–1707) // New Vico Studies, 27, 2008 – 39–56.
  • Berlin Isaiah. On Vico // Philosophical Quarterly, 35, 1985 – 281– 289.
  • Costelloe Timothy M. The State of Nature in Vico’s New Science // History of Philosophy Quarterly, 16 (2), 1999, 320–339.
  • Dmitriev Alexander. Mikhail Lifshits and the Soviet Image of Giambattista Vico // Studies in East European Thought, 68, 2016 – 271–282.
  • Israel Jonathan I. The Radical Impact in Italy: Giambattista Vico (1668–1744) // Israel, Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity 1650–1750, Oxford: Oxford University Press, 2001.
  • Levine, Joseph. Giambattista Vico and the Quarrel between the Ancients and the Moderns // Journal of the History of Ideas, 52 (1), 1991 – 55–79.
  • Mali Joseph, On Giambattista Vico // History of European Ideas, 21 (2), 1995 – 287–290.
  • Marshall David L. The Current State of Vico Scholarship // Journal of the History of Ideas, 72, 2011 – 141 – 60.
  • Miner Robert C. Verum-factum and Practical Wisdom in the Early Writings of Giambattista Vico // Journal of the History of Ideas, 59 (1), 1998 – 53 –73.
  • Perez Zaragin. Vico’s Theory of Knowledge // Philosophical Quarterly, 34, 1984 –15–30.
  • Pierlott Matthew. Vico’s Principle of Authority and the Ideal Eternal History: Transcendence of Human Limitation // Dialogue, 42 (2–3), 2000 – 46 – 52.
  • Samuelson Scott. Joyce’s Finnegans Wake and Vico’s Mental Dictionary // New Vico Studies, 17, 1999 – 53 – 66.
  • Trompf G.W. Vico’s Universe: ‘La Provvedenza’ and ‘la Poesia’ in the New Science of Giambattista Vico // British Journal for the History of Philosophy, 2 (1), 1994 ­– 55–86.
  • Verene Donald Phillip. The Poetic Metaphysics of Jove // The Review of Metaphysics, 63, 2009 – 307 – 28.
  • Лифшиц Михаил. Джабаттиста Вико // Изобразительное искусство, 1986 –  4 – 56.
  • Махортых Елизавета. Язык как культурная универсалия в учении Джамбаттиста Вико //  Литература и язык в современном поликультурном пространстве, 2017 – 107 – 113. 
  • Соколов Алексей. Философия Дж. Вико и становление философского понимания традиции //  Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2013. 
  • Киссель М. А. Джамбаттиста Вико // Мысль, 1980.