Луи де Бональд (1754-1840)

Текст: Никита Кунаков

Биография

Луи де Бональд

Louis-Gabriel-Ambroise de Bonald, Луи де Бональд был рождён 2 октября 1754 во Франции в городе ле Монна. Он прожил 86 лет и 23 ноября 1840 скончался. Луи де Бональд родился в старинной дворянской семье. После окончания школы он поступил в «Collège de Juilly«, где и получил классическое образование. Примечательно, что этот же коллеж окончил и Монтескьё. Особое место в жизни Луи де Бональда занимала религия. Любовь к католицизму де Бональду прививали сначала в семье, в особенности мать, а затем в коллеже.  В 1773 Луи вступает в роту мушкетёров. После армии он возвращается сродные края, где и начинает свою политическую деятельность. В 1785 году Луи де Бональд был избран мэром города, в котором жил. Когда де Бональд начинал заниматься политикой он был приверженцем либеральных французских течений, однако спустя время он изменил своё мнение и стал на сторону старой монархии. В 1791 году де Бональд разочарованный принятием гражданской конституции духовенства сложил с себя полномочия мэра, понимая что не поддерживает новых веяний. Понимая, что теперь он может стать объектом репрессий он взял двух своих сыновей и покинул родные края. Сначала он присоединился к контрреволюционной армии принца Конде, затем он переехал в город Гейдельберге и в конце концов осел в Швейцарии. Примечательно, что у Луи де Бональда большая семья, у него был 7 детей, а один из них, его сын Луи-Жак-Морис (1787—1870) впоследствии станет кардиналом Франции.

В 1797 году де Бональд возвращается во Францию. С приходом к власти Наполеона Бонапарта Бональд становится сторонником его курса, так как считает, что сильная власть способна объединить Европу. Однако, затем разочаровывается и возвращается на сторону монархистов. 

В 1814 году де Бональд вновь начинает активную политическую деятельность ради Реставрации династии Бурбонов. В 1815 году он был избран в палату депутатов, в качестве депутата от Аверона, там, благодаря его пламенным консервативным речам, он стал лидером ультрароялистов. В частности в одной из речей Луи де Бональд призвал отменить разрешение на развод, ранее данное Конституцией. Впоследствии развод был снова разрешён лишь в 1864 году.

В 1823 Людовик XVIII возвращает де Бональду титул пэра, который последний потерял, отказавшись принести присягу в 1803 году. Таким образом, он занял место в верхней палате, палате пэров. В 1829 году Бональд покидает палату пэров, а после Июльской революции, покончившей с Реставрацией Бурбонов, Бональд заканчивает свою политическую карьеру. Он возвращается в родной город, где проживает ещё десять лет.  

Революция 1830 года положила конец политической карьере Бональда: его изгоняют из палаты пэров. Бональд прожил ещё десять лет уединённо в своём родном городе где и умер 23 ноября 1840 года.

Работы Луи де Бональда

Свой первый массивный труд «Теория политической и религиозной власти в гражданском обществе» (Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile) в трёх томах Луи де Бональд публикует во время своего пребывания в Швейцарии. В этой работе он ожесточённо полемизирует с философами французского Просвещения, занимая крайнюю клерикальную позицию. Он критиковал теорию общественного договора и в противовес возвышал позицию, что монархия самая лучшая форма правления, так как имеет под собой идею божественного происхождения, а значит изначально заложена в природе человека. Таким образом, де Бональд в своём труде олицетворяет себя как ярого критика либеральных идей, отстаивающего принципы клерикализм и роялизма. Причём его роялистские позиции были столь радикальны, что впоследствии де Бональд был определён как ультрароялист. 

В 1800 году де Бональд пишет трилогию, в которой он ожесточённо отстаивает традиционалистские взгляды. Первой работой, которую он закончил становится «Опыт анализа естественных законов социального устройства». Затем в 1801 он публикует свой труд «О разводе», и последнюю часть трилогии — «Законы первобытного общества, рассмотренные в недавние времена при помощи одного только света разума» он публикует в 1802 году. Эти труды окончательно закрепили за де Бональдом звания традиционалиста и ярого консерватора.

В последующие годы он публикует ещё ряд трудов, все они были политически-ориентированными, и в них де Бональд продолжает отстаивать свою консервативную позицию. 

Труды:

  • 1817 —  «Pensées sur divers sujets» (Пер.: Размышления на разные темы) 
  • 1818 — «Recherches philosophiques sur les premiers objets des connaissances morales» (Пер.: Философское исследование первых объектов морального знания)
  • 1815 — «Réflexions sur l’intérêt général de l’Europe» (Пер.: Размышления об общих интересах Европы)
  • 1819 — «Mélanges littéraires, politiques et philosophiques» (Пер.: Смешения литературы, политики и философии)
  • 1820: «Démonstration philosophique du principe constitutif de la société» (Пер.: Философская демонстрация конститутивного принципа общества)
  • 1821: «Opinion sur la loi relative à la censure des journaux» (Пер.: Мнение о законе о цензуре газет) (Примечательно, что выступал против свободы прессы)
  • 1825: «De la chrétienté et du christianisme» (Пер.: Христианство и христианизм)
  • 1826: «De la famille agricole et de la famille industrielle» (Пер.: Семья земледельцев и семьяпромышленников)
  • 1834: «Discours sur la vie de Jésus-Christ» (Пер.: Рассуждение о жизни Иисуса Христа)

Политико-философские взгляды Луи де Бональда

Де Бональд был одним из писателей теократической или традиционалистской школы, в которую входили де Местр, Ламенне и другие. Его политическая философия основывается на предположении о падении человечества, необходимости сильного правительства, способного подавить злые склонностей человека и на вере в то, что люди по своей сути являются социальными существами. Он выступал против индивидуалистических и атомистических тенденций Просвещения и Французской революции. В основе его политической мысли лежала идея о том, что семья является основой общества и что институты должны работать, чтобы защищать ее в ее традиционной форме. По этой причине он выступал против секуляризации брака, развода и разделенного наследования. Он также критиковал промышленную революцию из-за ее негативного воздействия на традиционные модели семейной жизни.

Бональд также был одним из первых критиков теорий невмешательства государства в экономику. В 1806 году он написал трактат, критикующий ростовщичество или практику предоставления ссуд под проценты, а в 1810 году он написал критический обзор «Богатства народов» Адама Смита. Он также критиковал министра финансов Людовика XVI Анн-Робер-Жак Тюрго, физиократа, либерализовавшего торговлю зерном во Франции и поддерживавшего подавление торговых гильдий. Бональд критиковал Тюрго как «фанатичного сторонника материалистической политики». Он говорил, что «Зерно было дано человеку не для того, чтобы быть предметом торговли, но для того, чтобы питать его». Сформированный Тацитом и его осуждением римского упадка, Бональд чувствовал, что экономический либерализм и безудержное богатство подорвут христианский характер французского народа и приведут к тому, что люди станут менее щедрыми и более эгоистичными.

Он считал, что принципы хорошего управления можно вывести из истории и священных писаний. Его политическая мысль тесно связана с его теорией о божественном происхождении языка. Поскольку человек учится говорить посредством подражания, он считал, что первый человек, должно быть, научился говорить от Бога, который провозгласил все моральные принципы этому первому человеку. По его собственным словам, «L’homme pense sa parole avant de parler sa pensée» (человек думает, прежде чем произнести свою мысль); первый язык содержал суть всей истины. Эти нравственные истины были затем систематизированы в Священном Писании. Из этого он делает вывод о существовании Бога, божественном происхождении и, как следствие, высшем авторитете Священного Писания, а также о непогрешимости католической церкви. 

Хотя эта мысль лежит в основе всех его предположений, существует формула постоянного применения. Все отношения можно определить как триаду причины, средства и следствия, которую он видит повторяющейся в природе и обществе. Таким образом, во вселенной он находит Первопричину как двигатель, движение как средство и тела как результат; в государстве власть как причина, служители как средства и субъекты как следствия; в семье такие же отношения проявляются отцом, матерью и детьми; а в политическом обществе монарх как причина, министры или дворянство как средство, а подданные как следствие. Эти три термина имеют особые отношения друг к другу; первое относится ко второму, а второе — к третьему. Таким образом, в великой триаде религиозного мира — Бог, Посредник и Человек — Бог является для Богочеловека тем же, что и Богочеловек для человека. Основываясь на этом Бональд построил систему политического абсолютизма. Разделение власти, как при демократии, казалось де Бональду смехотворным, а доктрина разделения властей имела тенденцию к анархии. Монарх правит на благо общества и, таким образом, представляет общую волю, в отличие от Руссо; тогда как множество индивидуальных желаний, даже если они объединены в целях, не составляют общей воли. Бональд полагал, что общество доиндивидуально и стоит над индивидом. Общество предписывает человеку его место и роль в обществе и для общества. 

Так как только христианство может быть основой общества, де Дональд отвергает Конституцию, провозглашённую Великой Французской революцией. Он считает, что единственным и естественным правом обычного человека — право управляться кем-то, а у монарха право управлять. Демократия же разрушает общество, так как оно теряет собственный общий фундамент, забывает традиции, а по мнению Бональда ничего не может быть хуже. 

Сочинения Бональда оказали достаточно большое влияние на консервативную и французскую католическую мысль на протяжении всего XIX века. Прямое влияние Бональда пришло в упадок после Первой мировой войны, особенно за пределами французских католических кругов. С тех пор он обычно подвергался пренебрежению со стороны экономических историков и историков католической мысли. Мысль Бональда часто привлекала более позитивное внимание историков, работающих в рамках марксистской или социалистической традиции.

Почему Луи де Бональда следует относить к неканонический авторам?

Луи де Бональда крайне тяжело отнести к каноническим философам, потому как его труды как на сегодняшний день, так и в прошлом не смогли произвести должного впечатления и «зацепить» читателя. На мой взгляд хорошо объясняет причину такого «неуспеха» Александр Койре, который в своём труде пишет, что «Причина очень проста — Луи де Бональд плохо пишет. Формулировка его мыслей, за редким исключением, тяжела для понимания. Его стиль письма зауряден, как и его личность. У него нет ни литературного таланта, ни парадоксального остроумия Жозефа де Местра, чьи «Soirées de Saint-Petersbourg» являются классикой французской прозы. Вот почему де Местра до сих пор читают, а Луи де Бональда почти никто не удосуживается прочитать» [перевод: Koyré A., 1946, c. 56]. Возможно именно это и послужило тому, что работы Бональда не были популярны ни тогда, ни сейчас. 

Библиография:

Статьи на иностранных языках:

  • Aliber, J. Les triangles d’or d’une société catholique : Louis de Bonald, théoricien de la Contre-Révolution. Paris: Pierre Téqui, 2002.  
  • Barberis, G. Louis de Bonald. Ordre et pouvoir entre subversion et Providence. Paris : Desclée de Brouwer, 2016.
  • Bastier, J. Les manuscrits inédits de Louis de Bonald // Annales historiques de la Révolution française. 1979. № 236. С. 307-326.  
  • Bastier, J. Linguistique et politique dans la pensée de Louis de Bonald // Annales historiques de la Révolution française. 1975. № 221. С. 431-445.
  • Cohen, D. K. The Vicomte de Bonald’s Critique of Industrialism // The Journal of Modern History. 1969. № 4. С. 475-484.
  • De Balanda, F. B. Bonald, la Réaction en action. Éguilles: éd. Prolégomènes, 2009.
  • De Balanda, F. B. Louis de Bonald et la question du divorce, de la rédaction du Code civil à la loi du 8 mai 1816 // Histoire, Économie et Société. 2016. № 3. С. 72-86.
  • De Balanda, F. B. Louis de Bonald publiciste ultra. Aix-en-Provence: Champ d’Azur, 201
  • Koyré, A. Louis De Bonald // Journal of the History of Ideas. 1946. № 1. С. 56-73.
  • Macherey, P. Bonald et la philosophie //  Revue de synthèse. 1987. № 1. С. 3-30.
  • McCalla, A. Louis de Bonald’s Traditionalist Science of Society and Early Nineteenth-Century Biological Thought // Historical Reflections. 2004. № 2. С. 337-357. 
  • Nisbet, R. A. De Bonald and the concept of the social group // Journal of the History of Ideas. 1944. С. 315-331.
  • Toda, M. Louis de Bonald, théoricien de la Contre-Révolution. Étampes : Clovis, 1997. 
  • Yermolenko, V. Deux époques de la philosophie contre-révolutionnaire: la pensée contre-révolutionnaire en France (1789-1830) et en Russie (1905-1939): une étude comparative.  Paris : EHESS, 2011.

На русском языке: