Фрэнсис Хатчесон (1694 – 1746)

Текст: Дарья Мелёшкина

Фрэнсис Хатчесон — философ шотландско-ирландского происхождения, который также занимался преподавательской деятельностью. Хатчесона интересовали, в основном, вопросы этики и эстетики. Философ полагал, что человек способен совершать правильные поступки с помощью нравственного чувства.

Биография

Будущий философ родился в семье пресвитерианского министра (пресвитерианство — одно из направлений протестантизма, считается ответвлением кальвинизма) в провинции Ольстер. Сначала Хатчесон воспитывался вместе с братом у отца в Баллерии, а затем они переехали в Драмалиг к дедушке, чтобы улучшить свое образование. В Драмалиге будущий философ пошел в лучшую местную школу, которой заведовал Хэмильтон. За отличную успеваемость он был отправлен в академию Джеймса МакАльпина, где показал большие успехи в изучении философии. Уже в 1710г. Хатчесон поступил в Университет Глазго, где изучал философию и теологию в период до 1716г. Затем в 1719г. Хатчесон основал частную академию в Дублине, которой руководил до 1729г. В том же году он вернулся в Университет Глазго, где занял должность профессора на кафедре моральной философии. Хатчесон читал лекции на английском языке, а не на латыни, что стало новшеством в то время, и также лектор старался привить студентам любовь к философии. За активную просветительскую деятельность современники считали Хатчесона основоположником шотландской традиции в философии. Фрэнсис Хатчесон преподавал в Университете Глазго до самой смерти в 1746г.

Об истории жизни шотландско-ирландского философа впервые узнали из публикации Уильяма Личмана, бывшего профессора и ректора Университета Глазго.

Философские идеи

Хатчесон в основном занимался вопросами этики, однако именно он способствовал обособлению и выделению эстетики в отдельную философскую дисциплину. Философ выдвинул определение чувства, которое способно ощущать красоту и гармонию в одной из его наиболее важных работ — «Исследовании о происхождении идей красоты и добродетели» («An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue») 1725г., которая была опубликована анонимно.

Хатчесон во многом продолжает учение Шефтсбери: так, он возражает идеям морального эгоизма, которые фигурировали в работах Гоббса. Хатчесон считает, что человек не может всегда действовать исключительно из своего эгоизма, приводя в пример заботу матери о ребенке, которую трудно объяснить через эгоистические интересы. Именно у Шефтсбери Хатчесон перенимает понятие морального чувства — врожденное чувство человека, которое имеет направленность на одобрение благостных поступков и имеет своим результатом моральную установку. Философия Хатчесона имеет скорее эмпирический, антирационалистический характер. Однако особого внимания заслуживают работы Хатчесона, посвященные этике и моральной философии. Во второй части вышеупомянутой книги («An Inquiry Concerning the Original of our Ideas of Virtue or Moral Good») философ выделяет два вида блага (good): естественное и моральное благо. Естественное благо характеризуется тем, что оно доставляет удовольствие почти моментально. При моральном благе же мы получаем удовольствие от созерцания благих действий у других, и мы намерены любить агента бескорыстно. Важно заметить, что именно в удовольствии, или, вернее, восприятии удовольствия заключается наше знание о моральном благе. Поступки, которые можно было бы отнести к категории морального блага, «вытекают из любви, гуманности, благодарности, сострадания, заботы о благе других и восхищения их счастьем». Здесь можно проследить эмпирический характер положений Хатчесона: он использует идею Локка, что именно из опыта доставляются идеи. То есть восприятие удовольствия от совершенного благого действия приводит к возникновению идеи блага.
Хатчесону также принадлежит принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей», которым он «обогнал» учение утилитаристов. Важно обратить внимание на то, что Хатчесон считает данный принцип представляет собой «часть эмпирически подтвержденной теории (определенной [contingent]) человеческой природы».

Важным отличием философии Хатчесона от идей Шефтсбери является то, что первый стремился показать несостоятельность разума в вопросах источника мотивации для совершения поступков. Хатчесон полагал, что моральное чувство является скорее «откликом на мотив» , а не самим мотивом. Философ допускал, что рациональные идеи, предложенные Шефтсбери, может способствовать появлению самодовольствия у человека и не несет большой пользы. Лейтмотив же содержания морали для Хатчесона это стремление к благу другого человека, которое может быть достигнуто с помощью не только стандартных пяти чувств человека, но еще и внутренними чувствами: чувством прекрасного, морали, чести. Самым важным философ считал чувство морали, причем оно признавалось одинаковым у большинства людей. Споры о добре и зле Хатчесон объяснял ложными убеждениями и неестественными склонностями людей.

Включение в канон

Хатчесон считается не совсем каноническим автором. Несмотря на то, что работы данного философа изучаются в университетах, не все представители научного сообщества готовы признать его строго каноническим. Возможной причиной такого размещения философа в каноне может служить то, что его произведения, оказав большое влияние на формирование философии Юма, не были изложены столь же четко и ясно, как его последователем. Юм оспорил положения Хатчесона касательно связи мотива и разума. Последователь шотландско-ирландского философа считал, что моральные различия должны проводиться на рационалистическом, а не эмпирическом уровне.
Почему же все-таки стоит ввести Хатчесона в ряд канонических авторов Нового времени? Во-первых, его философия позволила сделать большой шаг вперед в развитии этики и моральной философии в целом. Во-вторых, многие из его учений о морали до сих пор не теряют актуальности. Более того, изучение философии Хатчесона позволит более детально рассмотреть идеи Юма и раскрыть их понимание с новой точки зрения. С точки зрения эстетики, следует ввести Хатчесона в канон, так как он оказал большое влияние на ее формирование как самостоятельной дисциплины, развитии ее идей и положений.


Библиография

Оригинальные работы и прижизненные публикации автора:
  1. ‘Reflections on the Common Systems of Morality’, The London Journal. 1724 (repr. in Francis Hutcheson: Two Texts on Human Nature, ed. T. Mautner, Cambridge: Cambridge University Press, 1993)
  2. An Inquiry into the Original of Our Ideas of Beauty and Virtue. London and Dublin, 1725 (revised 1726, 1729, 1738)
  3. ‘Reflections upon Laughter’, The Dublin Weekly Journal. 1725 (repr. in Collected Works, 1969–71, vol. 7)
  4. ‘Remarks upon the Fable of the Bees’, The Dublin Weekly Journal. 1725 (repr. in Collected Works, 1969–71, vol. 7)
  5. An Essay on the Nature and Conduct of the Passions and Affections. London and Dublin, 1728 (revised 1728, 1730, 1742)
  6. De naturali hominum socialitate oratio inauguralis. Glasgow, 1730 (repr. in Francis Hutcheson: Two Texts on Human Nature, ed. T. Mautner, Cambridge: Cambridge University Press, 1993)
  7. Considerations on Patronages. Addressed to the gentlemen of Scotland. London, 1735
  8. A vindication of Mr. Hutcheson from the calumnious aspersions of a late pamphlet. Glasgow, 1738
  9. Philosophiae moralis institutio compendiaria. Glasgow, 1742
  10. Metaphysicae synopsis: ontologiam et pneumatologiam complectens. Glasgow, 1742 (reprint. 1744, 1749, repr. in Collected Works, 1969–71, vol. 7)
  11. A System of Moral Philosophy. Glasgow, 1755
Основные переиздания, критические издания и переводы:
  1. Recherches sur l’origine des idées que nous avons de la beauté & de la vertu. En deux traités… Amsterdam, 1749
  2. Reflections upon laughter, and remarks upon the Fable of the bees. Glasgow, 1750
  3. A short introduction to moral philosophy, in three books; containing the elements of ethicks and the law of nature. Glasgow, 1753
  4. La philosophie naturelle, civile et morale; traduction libre de l’anglois, 1770
  5. Logic, Metaphysics, and the Natural Sociability of Mankind. Indianapolis, 2006
  6. Illustrations on the moral sense. Harvard University Press, 2013.
Основные работы, посвященные анализу философских воззрений данного автора, в том числе на русском языке:
  1. Scott, W. R., Francis Hutcheson: His Life, Teaching, and Position in the History of Philosophy, 1900, Cambridge
  2. Kallich, Martin, «The Associationist Criticism of Francis Hutcheson and David Hume», Studies in Philology, 1946, 43(4): 644-667.
  3. Albee, Ernest, “The Relation of Shaftesbury and Hutcheson to Utilitarianism”, The Philosophical Review, 1896, 5(1): 24–35.
  4. Frankena, William, “Hutcheson’s Moral Sense Theory”, Journal of the History of Ideas, 1955, 16(3): 356–375.
  5. Kail, P. J. E., «Hutcheson’s Moral Sense: Skepticism, Realism, and Secondary Qualities», History of Philosophy Quarterly, 2001, 18(1): 57-77.
  6. Kupperman, Joel J., «Francis Hutcheson: Morality and Nature», History of Philosophy Quarterly, 1985, 2(2): 195-202.
  7. Strasser, Mark Philip, “Hutcheson on the Higher and Lower Pleasures”, Journal of the History of Philosophy, 1987, 25(4): 517–531.
  8. Bishop, John D., “Moral Motivation and the Development of Francis Hutcheson’s Philosophy”, Journal of the History of Ideas, 1996, 57(2): 277–295.
  9. Долина В. Г. Проблемы обоснования морали в философии: концепции британских моралистов XVIII века (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм). – 2005.
  10. Апресян Р.Г. Проблема автономии в моральной философии Фрэнсиса Хатчесона. Философские науки. 2014;(11):9-18.
  11. Прокофьев А.В. Фрэнсис Хатчесон и возможность моральной добродетели за пределами благожелательности // Этическая мысль. 2018. №1.
  12. Прокофьев А.В. Френсис Хатчесон о стыде // Этическая мысль. 2021. №1.
  13. Прокофьев А.В. Благожелательность и отвращение к инцесту (случай Френсиса Хатчесона) // Диалог со временем. – 2021. – № 77. – С. 124-136.